Планирование и проведение контрольных мероприятий

Статья: Контроль учредителя за деятельностью бюджетного учреждения (Гусев А.) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3) {КонсультантПлюс}

Одним из элементов эффективности организации и проведения контроля является четкое планирование. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода.

Планирование контрольных мероприятий является важнейшим этапом осуществления финансового контроля. Грамотное планирование способствует снижению возможных рисков в деятельности как проверяемого учреждения, так и самого контрольного органа. При планировании контрольной деятельности необходимо учитывать, в частности:

  • законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
  • степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
  • реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
  • равномерность нагрузки на работников финансового контроля;
  • экономическую целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемую соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств федерального бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;
  • наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий.

Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год.

План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется произвести в следующем календарном году.

В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются объект финансового контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде, форма контрольного мероприятия, срок его проведения, ответственные исполнители.

В ходе осуществления финансового контроля проводятся внеплановые и (или) плановые проверки (ревизии), а также мониторинг. При этом решение о проведении внеплановых проверок должно применяться, в частности, на основании:

  • поступивших от граждан и организаций обращений;
  • полученной должностным лицом органа финансового контроля (или учредителя) в ходе исполнения должностных обязанностей информации о признаках нарушений бюджетного законодательства, недостатках в сфере бюджетных правоотношений, в том числе информации о результатах мониторинга.

Плановые проверки (ревизии) осуществляются в соответствии с планом финансового контроля на очередной финансовый год, в котором указываются тема проверки (ревизии), объект проверки (ревизии), вид проверки, проверяемый период, месяц начала и срок проведения проверки (ревизии).

Проведение контрольных мероприятий

Контроль за деятельностью бюджетных учреждений может осуществляться в форме как выездных, так и документарных (камеральных) проверок (ревизий). Указанные проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки, в ходе которой, в частности, должна быть составлена и утверждена программа проведения контрольного мероприятия. Порядок ее составления и утверждения должен быть определен учредителем.

Утвержденная программа контрольного мероприятия должна содержать следующие сведения:

  • форму и тему контрольного мероприятия, например: ревизия финансово-хозяйственной деятельности или проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности;
  • наименование объекта финансового контроля;
  • перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия (проверка кассовых и банковских операций, расчетов с подотчетными лицами и т.д.).

Назначение контрольного мероприятия должно осуществляться приказом (распоряжением) руководителя учредителя, в котором целесообразно указывать наименование объекта финансового контроля, проверяемый период, тему контрольного мероприятия, персональный состав ревизионной группы (с указанием ее руководителя) и срок проведения мероприятия.

Порядок проведения контрольного мероприятия устанавливается учредителем. Однако при утверждении данного порядка учредитель должен руководствоваться нормативными актами Минфина, определяющими порядок проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию. При составлении акта должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться достаточными, надлежащими, надежными доказательствами.

Содержание акта должно основываться на следующем:

  • акт должен полно отражать результаты контрольного мероприятия;
  • в акте должны быть однозначно идентифицированы объект и предмет финансового контроля;
  • в акте должны быть раскрыты цели и объем контрольного мероприятия;
  • в акте должно быть указано, в соответствии с какими требованиями (стандартами, иными документами) проводилось контрольное мероприятие;
  • акт должен быть подписан уполномоченным лицом (лицами) и датирован;
  • акт должен быть составлен в установленные сроки.

При описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение. При этом не допускается:

  • указывать выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;
  • давать морально-этическую оценку действиям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля;
  • наличие помарок, подчисток и иных неоговоренных исправлений.

Материалы контрольных мероприятий компонуются в дела, формирование которых должно осуществляться в соответствии с номенклатурой дел, а также с соблюдением принципов систематизации документов и их распределения (группировки) на дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе на дела по личному составу, и на дела временного (до 10 лет включительно) хранения (п. 30 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477).