Несоблюдение служащим ограничений и запретов


Статья: Дополнительные основания увольнения муниципальных служащих (Давыдова Е.В.) ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2013, N 4) {КонсультантПлюс}

Муниципальный служащий может быть уволен с муниципальной службы в случае несоблюдения им ограничений и запретов, связанных с такой службой, установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а служащий не может находиться на ней, установлены в ст. 13, в ст. 14 перечислены запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, в ст. 14.1 говорится об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, а в ст. 15 - об обязанности муниципального служащего представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом обязанность уволить служащего у представителя нанимателя возникает только при выявлении ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. В остальных случаях тот может быть уволен, а может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением им установленных законом ограничений и запретов работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим несколько решений судов, связанных с увольнением по данному основанию.

В случае несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ст. ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия (ч. 1, 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ).

С целью профилактики и выявления коррупционных нарушений подразделение кадровой службы соответствующего муниципального органа может проводить проверки.

Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии (ч. 4 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

На основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, рекомендации комиссии, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию, объяснений муниципального служащего и иных материалов работодатель принимает решение о наложении на служащего дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения).

Так, в соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию данного конфликта - это правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 25-ФЗ непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений также является правонарушением, влекущим увольнение с муниципальной службы.

Таким образом, муниципальный служащий подлежит увольнению за утрату доверия, если он не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и не представил или представил заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах. Обязательное условие увольнения - наличие вины служащего в совершенных действиях.

Применяя взыскания, предусмотренные ст. ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, необходимо учитывать характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим его должностных обязанностей.

Что касается записи в трудовую книжку, руководствуясь п. 14 Правил, предлагаем такой вариант: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" или "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".