Прекращение гражданства РФ


Статья: Дополнительные основания увольнения муниципальных служащих (Давыдова Е.В.) ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2013, N 4) {КонсультантПлюс}

В соответствии с п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на такой службе в случае:

  • прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в силу которого гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
  • наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

К сведению. На муниципальную службу помимо граждан РФ, достигших возраста 18 лет, владеющих государственным языком РФ и соответствующих квалификационным требованиям (ст. 16 Закона N 25-ФЗ), могут приниматься иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, допуск к муниципальной службе которых установлен международными договорами. На сегодня это граждане Республик Армения, Киргизия, Туркменистан, Казахстан и Белоруссия. При этом некоторыми международными договорами установлены ограничения по должностям. Граждане Киргизии и Казахстана, например, не могут занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

Итак, если муниципальный служащий вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство иностранного государства, согласно ст. 12 Закона N 25-ФЗ в день выхода или приобретения он обязан сообщить об этом представителю нанимателя. И хотя согласно ст. 19 Закона N 25-ФЗ работодатель может уволить служащего по основаниям, перечисленным в данной статье, - расторгнуть трудовой договор по этому основанию он обязан, поскольку ст. 13 Закона N 25-ФЗ запрещает находиться на муниципальной службе данным лицам.

Увольнение осуществляется по приказу (распоряжению) работодателя. Заметим, что другим основанием увольнения муниципального служащего, установленным п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, является несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, а прекращение гражданства РФ и приобретение гражданства иностранного государства относится именно к ограничениям, установленным ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Возникает вопрос: какое основание указывать в трудовой книжке служащего - п. 2 или п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ?

Существует мнение (которого придерживаемся и мы), что если служащий своевременно сообщил работодателю о факте выхода из гражданства РФ или получении гражданства другого государства, его следует уволить по п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ и запись будет выглядеть так: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с выходом из гражданства РФ (получением гражданства иностранного государства), пункт 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Если же служащий своевременно не сообщил о данном факте, он подлежит увольнению в связи с несоблюдением установленных законом ограничений и запретов по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, который мы и рассмотрим ниже.