Положение о закупке: рекомендации по разработке


Статья: Положение о закупке: рекомендации по разработке (Зайков Д.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2012, N 3) {КонсультантПлюс}

Важнейшим мероприятием, направленным на реализацию Закона N 223-ФЗ, являются разработка и утверждение положения о закупке. Оно регламентирует закупочную деятельность АУ и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Именно этот документ определяет стратегию ведения автономным учреждением закупочной деятельности, правила ее осуществления, границы и в конечном итоге устанавливает тот предел ответственности, при нарушении которого возникают основания для наложения соответствующих санкций.

Определение способов закупки и критериев их применения

Способ закупки - это механизм реализации организацией функции закупки товаров, работ, услуг. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в документе могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Среди способов закупки можно выделить:

  • конкурсные - открытый аукцион, закрытый аукцион, открытый конкурс, закрытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме и др.;
  • внеконкурсные (простые) - запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя), открытый запрос предложений (открытое приглашение делать предложения), закрытый запрос предложений (закрытое приглашение делать предложения) и др.;
  • комплексные - содержат в себе черты нескольких различных способов закупки.

При принятии решения об определении способов закупки могут учитываться следующие обстоятельства:

1) виды осуществляемой АУ деятельности, специфика которых определяет объективные условия, подлежащие учету: размер рынка закупаемых товаров, работ, услуг, распространенность и доступность предмета закупки, наличие ограниченного числа узкоспециализированных поставщиков;

2) наличие у АУ опыта использования конкретного способа закупки, а также необходимого числа сотрудников, обладающих специальными знаниями;

3) приоритет конкретного способа закупки: качество, цена товара, оперативность, соответствие поставщиков установленным требованиям и др.;

4) возможность принятия АУ решения об отказе в заключении договора с поставщиком, предложившим лучшие (наиболее дешевые) условия поставки, без каких-либо ограничений и последствий в виде гражданско-правовой ответственности;

5) категории поставщиков товаров, работ, услуг (государственные (муниципальные) учреждения, коммерческие организации, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели);

6) другие обстоятельства, вытекающие из специфики деятельности АУ.

Важный момент, который также необходимо учесть, - установление в положении о закупке критериев, разграничивающих выбранные способы закупки. Это могут быть:

1) стоимость закупки. Как представляется, этот критерий может определять выбор между конкурсным и неконкурсным (простым) способом закупки - из-за отсутствия необходимости проводить сложный по своей процедуре отбор поставщика при незначительной стоимости закупки (например, от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. - запрос котировок, свыше 1 млн руб. - открытый конкурс);

2) предмет закупки. Данный критерий, как правило, обусловливает выбор неконкурсного (простого) способа закупки, который позволит не только максимально реализовать интересы АУ при закупке специфических товаров, работ, услуг, но и сделать это оперативно, эффективно и с наименьшими организационными и финансовыми затратами. Например, осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя) при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда важен или возможен только конкретный исполнитель, или при поставке эксклюзивного высокотехнологичного оборудования;

3) наличие в извещении о закупке, документации о закупке или проекте договора сведений, составляющих государственную тайну, либо отнесение предмета закупки к перечням и (или) группам товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Определение процедур осуществления закупки установленными способами

Это может быть осуществлено двумя способами:

  • полное заимствование порядка осуществления закупок способами, предусмотренными Законом N 94-ФЗ (открытый конкурс, запрос котировок и др.), без каких-либо изменений. Данный подход прост, даже элементарен в исполнении, однако он не позволяет извлечь какую-либо пользу, заключающуюся в возможности модифицировать тот или иной способ закупки под возможности и реальные потребности АУ;
  • использование только "каркаса" нормативного закрепления способов закупки, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, с соответствующим регулятивным наполнением (сроки, составляемые документы, отчетность, порядок принятия решения об определении  победителей и др.), наиболее полно отвечающим интересам АУ.

Если автономное учреждение придет к выводу о необходимости закрепить в рассматриваемом документе способы закупки, не предусмотренные Законом N 94-ФЗ, как представляется, их нормативное урегулирование должно осуществляться с учетом создания условий и процедур, в наибольшей степени удовлетворяющих интересы как заказчика, так и поставщиков товаров, работ, услуг с приоритетным положением первого.

Процедуры осуществления закупок предусмотренными положением о закупке способами должны быть раскрыты в этом документе достаточно полно. Однако все же следует воздерживаться от излишней конкретизации и формализации, поскольку реализация части соответствующих требований будет осуществляться и самим автономным учреждением.


Статья: Положение о закупке: рекомендации по разработке (Зайков Д.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2012, N 3) {КонсультантПлюс}

Важнейшим мероприятием, направленным на реализацию Закона N 223-ФЗ, являются разработка и утверждение положения о закупке. Оно регламентирует закупочную деятельность АУ и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Именно этот документ определяет стратегию ведения автономным учреждением закупочной деятельности, правила ее осуществления, границы и в конечном итоге устанавливает тот предел ответственности, при нарушении которого возникают основания для наложения соответствующих санкций.

Определение способов закупки и критериев их применения

Способ закупки - это механизм реализации организацией функции закупки товаров, работ, услуг. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в документе могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Среди способов закупки можно выделить:

  • конкурсные - открытый  аукцион, закрытый аукцион, открытый конкурс, закрытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме и др.;
  •  внеконкурсные (простые) - запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя), открытый запрос предложений (открытое приглашение делать предложения), закрытый запрос предложений (закрытое приглашение делать предложения) и др.;
  • комплексные - содержат  в себе черты  нескольких различных  способов закупки.

При принятии решения об определении способов закупки могут учитываться следующие обстоятельства:

1) виды осуществляемой АУ деятельности, специфика которых определяет объективные условия, подлежащие учету: размер рынка закупаемых товаров, работ, услуг, распространенность и доступность предмета закупки, наличие ограниченного числа узкоспециализированных поставщиков;

2) наличие у АУ опыта использования конкретного способа закупки, а также необходимого числа сотрудников, обладающих специальными знаниями;

3) приоритет конкретного способа закупки: качество, цена товара, оперативность, соответствие поставщиков установленным требованиям и др.;

4) возможность принятия АУ решения об отказе в заключении договора с поставщиком, предложившим лучшие (наиболее дешевые) условия поставки, без каких-либо ограничений и последствий в виде гражданско-правовой ответственности;

5) категории поставщиков товаров, работ, услуг (государственные (муниципальные) учреждения, коммерческие организации, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели);

6) другие обстоятельства, вытекающие из специфики деятельности АУ.

Важный момент, который также необходимо учесть, - установление в положении о закупке критериев, разграничивающих выбранные способы закупки. Это могут быть:

1) стоимость закупки. Как представляется, этот критерий может определять выбор между конкурсным и неконкурсным (простым) способом закупки - из-за отсутствия необходимости проводить сложный по своей процедуре отбор поставщика при незначительной стоимости закупки (например, от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. - запрос котировок, свыше 1 млн руб. - открытый конкурс);

2) предмет закупки. Данный критерий, как правило, обусловливает выбор неконкурсного (простого) способа закупки, который позволит не только максимально реализовать интересы АУ при закупке специфических товаров, работ, услуг, но и сделать это оперативно, эффективно и с наименьшими организационными и финансовыми затратами. Например, осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя) при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда важен или возможен только конкретный исполнитель, или при поставке эксклюзивного высокотехнологичного оборудования;

3) наличие в извещении о закупке, документации о закупке или проекте договора сведений, составляющих государственную тайну, либо отнесение предмета закупки к перечням и (или) группам товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Определение процедур осуществления закупки установленными способами

Это может быть осуществлено двумя способами:

  • полное заимствование порядка осуществления закупок способами, предусмотренными Законом N 94-ФЗ (открытый конкурс, запрос котировок и др.), без каких-либо изменений. Данный подход прост, даже элементарен в исполнении, однако он не позволяет извлечь какую-либо пользу, заключающуюся в  возможности модифицировать тот или иной способ закупки под возможности и реальные потребности АУ;
  • использование только "каркаса" нормативного закрепления способов закупки, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, с соответствующим регулятивным наполнением (сроки, составляемые документы, отчетность, порядок принятия решения об определении  победителей и др.), наиболее полно отвечающим интересам АУ.

Если автономное учреждение придет к выводу о необходимости закрепить в рассматриваемом документе способы закупки, не предусмотренные Законом N 94-ФЗ, как представляется, их нормативное урегулирование должно осуществляться с учетом создания условий и процедур, в наибольшей степени удовлетворяющих интересы как заказчика, так и поставщиков товаров, работ, услуг с приоритетным положением первого.

Процедуры осуществления закупок предусмотренными положением о закупке способами должны быть раскрыты в этом документе достаточно полно. Однако все же следует воздерживаться от излишней конкретизации и формализации, поскольку реализация части соответствующих требований будет осуществляться и самим автономным учреждением.