Вопросы контрактной системы закупок

Поставщик без конкурентов. Как все сделать правильно?

Вопрос:

В связи с вступлением в силу с 01.01.2014 года отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), просим Вас в целях организации медицинского обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России разъяснить, относится ли возмещение учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи к закупкам осуществляемых в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии, что на территории города только одно государственное учреждение здравоохранения (ФГБУЗ) оказывающее медицинскую помощь по тарифам ОМС. В соответствии с постановлением 911 участником закупки могут быть только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, а цены определяются по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта (ОМС).

Ответ:

По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика только в случае, если закупка путем конкурентного способа определения поставщика признана несостоявшейся (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с подп. 6 п.1 ФЗ-44, закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением № 911 от 31.12.2004г., расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.

Как следует из Вашего вопроса на территории Вашего города медицинскую помощь по тарифам ОМС осуществляет одно государственное учреждение здравоохранения (ФГБУЗ).

Таким образом, с учетом того, что медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими территориальными органами соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, полагаем, что заключение договора осуществляется в рамках закупки у единственного поставщика, предусмотренном ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Д.С. Исаева
Юрисконсульт
Юридической компании
"Маслов и партнеры"

Свернуть


Командируем по новым правилам.

Вопрос:

В связи с вступлением в силу с 01.01.2014 года ФЗ-44 от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГБОУ ДОД просит разъяснить:

Включается ли в общий объём закупок учреждения:

  • расходы на проживание сотрудников, находящихся в командировке?
  • расходы на возмещение мед.осмотров работников при трудоустройстве?

Ответ:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ-44) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 93 ФЗ-44 закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.

В соответствии с подп. 26 п.1 93 ФЗ-44, заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий осуществляется у единственного поставщика

При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

Следовательно, Заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по транспортному обслуживанию при направлении работника в служебную командировку только с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги.

Таким образом, полагаем, что в данном случае расходы на проживание сотрудников, находящихся в командировке включатся в объем закупок учреждения.

ФЗ-44 также регулирует отношения по заключению гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В случае если между бюджетным учреждением заключен контракт с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг, полагаем, что расходы на возмещение прохождения медицинского осмотра работников при трудоустройстве будут включены в общий объём закупок учреждения.

В случае если бюджетным учреждением не заключен контракт на медицинское обслуживание, расходы бюджетного учреждения по выплате работнику денежной компенсации произведенных им затрат на предварительное медицинское обследование относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ, согласно "Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Д.С. Исаева
Юрисконсульт
Юридической компании
"Маслов и партнеры"

Свернуть


Из 2013 в 2014: решение проблемы "затянувшегося" конкурса.

Вопрос:

МУП объявило конкурс для проведения аудита в декабре 2013г. по 94 ФЗ. Конкурс признан несостоявшимся в январе 2014г., не было подано ни одной заявки. Что делать дальше, будем повторно проводить процедуры, пока кто-нибудь не отклониться или есть какой-нибудь выход.

Ответ:

Согласно п. 11 ст.25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.

Согласно ст. 31 Закона N 94-ФЗ в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, нужд муниципального бюджетного учреждения). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе.

Иными словами, согласно положениям Закона N 94-ФЗ, вы вправе либо провести повторный конкурс, либо, если есть организация, которая готова принять ваш заказ, и она при этом соответствует требованиям несостоявшегося конкурса, обратиться в уполномоченный орган и согласовать размещение заказа у данной организации.

Что касается вопроса применения законодательства (Закон N94-ФЗ или, вступивший в силу 01.01.2014 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), то по мнению Минэкономразвития России и ФАС России (письмо от 30 декабря 2013 г. N АД/53811/13), размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на Официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом N 94-ФЗ о размещении заказов, в том числе при:

  • принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Если вы решили разместить заказ у единственного поставщика, то в данном случае необходимо учитывать, что, согласно ст. 31 Закона N 94-ФЗ порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Согласно п. 4 Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 3 мая 2006 г. N 124 обращение о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должно содержать следующие сведения:

  • о признании несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса котировок;

  • о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), либо с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников), либо при проведении открытого аукциона в электронной форме ни с одним из участников торгов в связи с их уклонением от подписания контракта;

  • о номере и дате публикации информации о размещении заказа в официальном печатном издании (если таковая требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов);

  • о номерах и датах размещения информации о размещении заказа на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов при размещении заказа посредством открытого конкурса, аукциона, запросов котировок либо

  • реквизиты письма уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона).

К обращению должны быть приложены:

  • копии конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещения о повторном проведении запроса котировок, а также разъяснений и изменений к ним (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), протоколов, составленных в ходе проведения торгов, повторного проведения запроса котировок;

  • сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) (наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует предусмотренным в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещении о повторном проведении запроса котировок требованиям частей 1 - 3 статьи 11 Федерального закона, а также требованиям к предмету и условиям контракта;

  • документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика (исполнителя, подрядчика) заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещения о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о размещении заказа, приглашении принять участие в закрытом конкурсе, аукционе, или максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.

Если же вы считаете необходимым провести новый конкурс, то порядок его проведения будет регулироваться уже в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

И.И. Рогожин
Юрисконсульт
Юридической компании
"Маслов и партнеры"

Свернуть


Ошибка в контракте: оставить нельзя исправить?

Вопрос:

УСЗН N района заключили 31 декабря 2013 года государственный контракт на теплоснабжение на 2014 год, 13.02.2014 года теплоснабжающая организация предоставила дополнительное соглашение об изменении суммы договора (ошиблись финансисты и не учли в расчетах НДС, соответственно сумма увеличилась), как нам правильно, последовательно действовать согласно 44 ФЗ.
Как расторгать договор, как вносить изменения в план - график (основание), как производить оплату?

Ответ:

С 01.01.2014г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ-44).

Согласно статье 112 ФЗ-44 к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.

Изменение договора.

По общему правилу изменение существенных условий контракта в ходе его исполнения допускаться не будет, за исключением определенных в ФЗ-44 случаев изменения контракта по соглашению сторон.

Перечень, включающий семь таких случаев, содержится в ч. 1 ст. 95 ФЗ-44. Из них в двух случаях возможность такого изменения должна быть предусмотрена в документации о закупке и в контракте (если осуществляется закупка у единственного поставщика - только в контракте), а в остальных пяти не зависит от содержания этой документации (контракта).

Исходя из анализа указанной статьи, полагаем, что в рассматриваемом случае отсутствует возможность подписания дополнительного соглашения и изменения условий первоначального договора.

Расторжение договора.

Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ, ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Для этого сторонам требуется заключить соответствующее соглашение, т.е. подписать документ, в котором устанавливаются их права и обязанности, связанные с прекращением правоотношений, в частности, касающихся уже исполненного по контракту и (или) уже произведенной оплаты.

При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Основания и порядок расторжения контракта в судебном порядке по требованию одной из сторон регулируются общими нормами о расторжении договора в судебном порядке (ст. ст. 450 - 453 ГК РФ).

Контракт может быть расторгнут:

  • при его существенном нарушении одной из сторон (пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);
  • при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (ст. 451 ГК РФ);
  • в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами, контрактом (пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Из последнего положения следует, что стороны вправе установить в контракте дополнительные случаи для его расторжения в судебном порядке.

При расторжении контракта судом в связи с существенным нарушением его условий поставщиком (исполнителем, подрядчиком) сведения о таком контрагенте вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.

После принятия решения об одностороннем отказе заказчик в течение одного рабочего дня размещает его в ЕИС и направляет поставщику (исполнителю, подрядчику) одним из следующих способов (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):

  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • по электронной почте;
  • другим средством связи и доставки, обеспечивающим фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту.

Если заказчик выполнит перечисленные действия, уведомление поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта будет считаться надлежащим.

При этом следует обратить внимание на то, что датой уведомления будет признаваться не дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) соответствующего документа, а дата получения заказчиком подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.

Если использованный для доставки уведомления способ не позволяет получить такое подтверждение или информацию, датой уведомления будет считаться дата по истечении 30 дней с момента размещения решения об отказе в ЕИС (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Закон предоставляет сторонам возможность сохранить правоотношения по контракту, устанавливая специальный срок для вступления решения об одностороннем отказе заказчика в силу.

На это согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ сторонам отведено 10 дней с даты уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика).

На основании вышеизложенного, полагаем, что в указанном Вами случае отсутствует возможность расторжения договора.

Изменения в план-график.

Согласно ст.21 ФЗ-44 планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Законом определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, это ситуация, когда вносятся коррективы в план закупок. Другие случаи изменения плана-графика перечислены в ч. 13 ст. 21 ФЗ-44.

Если первичные закупки будут признаны несостоявшимися, то повторные закупки можно будет провести только после внесения изменений в план-график (например, ч. 2 ст. 55 Закона ФЗ-44).

Нормы данной статьи вступают в силу с 1 января 2015г., частично с 1 января 2016 г. (статья 114 ФЗ-44).

Полагаем, что УСЗН N района не связана обязанностью вносить изменения в план-график и/или расторгать договор и/или изменять его условия. Теплоснабжающая организация обязана выполнить условия контракта на тех условиях, в т.ч., ценовых, на которых он был заключен.

Оплату необходимо производить в соответствии с условиями договора.

Д.С. Исаева
Юрисконсульт
Юридической компании
"Маслов и партнеры"

Свернуть


Кто они - контрактные управляющие?

Вопрос:

Требования к профессиональным качествам контрактных управляющих и сроки их "внедрения" в организации?

Ответ:

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно части 5 статьи 39 Закона заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Вместе с тем в соответствии с частью 23 статьи 112 Закона, до 1 января 2016 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

При этом, если все работники контрактной службы к 1 января 2016 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

По мнению Минэкономразвития России, действие статьи 9 "Принцип профессионализма заказчика" и части 23 статьи 112 Закона распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г.

Елисеева Дарина,
юрист информационно-аналитического сектора
компании АПИ

Свернуть


Для тех, кто не успел за 223!

Вопрос:

Применение закона № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчиками, которые в установленный срок не разработали Положение о закупках. Чем руководствоваться при осуществлении деятельности?

Ответ:

Законом 223-ФЗ установлены различные сроки начала применения положений Закона в зависимости от вида заказчика.

С 1 января 2013 г. согласно ч. 7 ст. 8 Закона N 223-ФЗ указанные положения должны применять следующие лица:

  • организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности, в случае если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10 %общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями;
  • дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ организации, которые разместили в ЕИС (на официальном сайте) информацию об объеме выручки за соответствующий отчетный период, вправе не применять положения Закона N 223-ФЗ.

С 1 января 2014 г. (если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования) в соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ положения названного закона должны применять:

  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Для остальных заказчиков крайний срок начала применения положений Закона N 223-ФЗ наступил 1 апреля 2012 г. (до этой даты данные заказчики обязаны были разместить на своем сайте положение о закупке), за исключением заказчиков, созданных после дня вступления в силу указанного закона (1 января 2012 г.), и заказчиков, обязанных руководствоваться Законом N 223-ФЗ в силу увеличения совокупной доли участия в них государства, муниципального образования, других заказчиков.

Законом N 223-ФЗ также четко установлены сроки утверждения и размещения в соответствии с его требованиями положения о закупке:

  • до 1 апреля 2012 г.;
  • в течение трех месяцев с даты регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц - для заказчиков, созданных после вступления в силу Закона N 223-ФЗ, то есть после 1 января 2012 г.;
  • с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен органом муниципального образования, - для МУПов, муниципальных АУ, хозяйственных обществ с долей муниципального образования в совокупности более 50%, а также для "дочек" и "внучек" указанных юридических лиц.

Не разместив утвержденное положение о закупке в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, заказчик при закупке будет вынужден руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ вплоть до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Елисеева Дарина,
юрист информационно-аналитического сектора
компании АПИ

Свернуть


94-ФЗ: еще на год в правах!

Вопрос:

Право заказчика руководствоваться нормами ФЗ № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в 2014 г. при заключении контракта до вступления в силу ФЗ № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Ответ:

Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п.2 ст.4 ГК РФ).

В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого Закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняют свою силу.

Каких-либо ограничений, связанных с заключением "переходящих" контрактов, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

Напомним также, что бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, именно поэтому они в рамках законодательства о размещении заказа выделены в категорию "иных заказчиков" (смотрите ст.6 Бюджетного кодекса РФ, ст.4 Закона N 94-ФЗ, а также п.3 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 30/64). Правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств, установленное п.2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ, на бюджетные учреждения не распространяется. Безусловно, между объемом принимаемых бюджетным учреждением обязательств и объемом планируемых поступлений должна быть прямая связь (это является вопросом экономического, финансового планирования, а потому выходит за рамки гражданского права и бухгалтерского учета). Однако право заключения бюджетным учреждением договоров не обусловлено ни включением таких договоров в план финансово-хозяйственной деятельности, ни наличием финансового обеспечения исполнения договоров.

При этом представляется очевидным, что до утраты Законом N 94-ФЗ силы заказчики, руководствующиеся данным Законом, вправе применять все его положения, в том числе и установленные им основания для размещения заказа у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, включая п.п. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 этого Закона. Тем более что аналогичные первым двум основания для закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя предусмотрены п.п.1, 8 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого Закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняют свою силу.

При этом Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) утратит силу только со вступлением в силу Закона N 44-ФЗ (п. 1 ст. 113 этого Закона). А согласно п.1 ст. 422 ГК РФ, который применяется к заключению и исполнению контрактов, и согласно ч. 1 ст. 2, ч.ч.1, 2 ст.9 Закона N 94-ФЗ, и согласно п.3 ч.1 ст.1, п.8 ст.3 Закон N 44-ФЗ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Из сказанного представляется очевидным, что заказчики, в том числе бюджетные учреждения, безусловно, вправе заключать контракты, срок исполнения которых включает 2014 год, в 2013 году, естественно, по правилам Закона N 94-ФЗ.

Елисеева Дарина,
юрист информационно-аналитического сектора
компании АПИ

Свернуть