Льготы по налогу на НДС.

Статья: Льготы по налогу на добавленную стоимость (Берг О.) ("Российский бухгалтер", 2013, N 9) {КонсультантПлюс}

При введении и отмене льгот по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать момент определения налоговой базы. В соответствии с п. 8 ст. 149 НК РФ при введении или изменении перечня налоговых льгот налогоплательщики используют порядок определения налоговой базы, действующий на дату отгрузки товаров (работ, услуг), независимо от даты оплаты этих товаров. В том случае, если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в периоде, в течение которого действует льгота по совершаемой операции, а оплата от покупателя поступает продавцу (исполнителю) в периоде, когда льгота уже перестала действовать, подлежит применению льгота по НДС. В ситуации, когда отгрузка происходит в периоде отсутствия льготы, а оплата - в периоде действия льготы, льгота применению не подлежит. Рассмотрим особенности применения льгот по отдельным операциям.

Рассмотрим вопрос льготного налогообложения посредников. Согласно нормам п. 7 ст. 149 НК РФ операции при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров не освобождаются от налогообложения. Иными словами, посредник при осуществлении предпринимательской деятельности имеет право на льготы в целях налогообложения НДС только в части своего вознаграждения. Однако п. 2 ст. 156 НК предусматривает исключение. Согласно данной норме от уплаты НДС освобождаются посреднические услуги по реализации следующих товаров (работ, услуг):

  • услуг по сдаче на территории РФ в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  • изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

В перечисленных выше операциях от НДС освобождаются как собственники товаров (исполнители работ и услуг), так и посредники, через которых данные товары (работы, услуги) реализуются.

Услуги по сдаче в аренду помещений иностранным субъектам, аккредитованным в России. Для того чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо выполнение некоторых условий:

  • для иностранного государства его законодательством предусмотрен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве;
  • подобная норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ.

Стоит отметить, что Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по порядку подтверждения права на льготу. Министерство финансов РФ в Письме Минфина России от 4 марта 2004 г. N 04-03-11/31 указывает на то, что для подтверждения такого права достаточно копии свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний (либо копии разрешения на открытие представительства иностранной организации), а также договора аренды, в котором содержится указание на то, что арендуемое помещение предоставляется иностранному арендатору.

Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не подлежит налогообложению, содержится в п. 2 ст. 149 НК РФ.

Также, согласно ст. 150 НК РФ освобождению от налогообложения подлежит ряд товаров, ввозимых на территорию РФ.

Как уже упоминалось ранее, согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если не предусмотрено иное. При отказе от льгот по налогообложению стоит помнить основные условия, прописанные в НК РФ. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ предусмотрена возможность отказа (приостановления) от применения льгот в отношении операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом должны быть выполнены следующие условия.

  • Отказаться можно только от льгот, перечисленных в (от использования льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, отказаться нельзя).
  • Отказ от льгот осуществляется на срок не менее одного года. Период, в течение которого налогоплательщик не будет использовать льготу, не может быть менее одного года. Поэтому отказаться от льготы на меньший срок, например на шесть месяцев, нельзя. В то же время налогоплательщик вправе отказаться от применения льготы на более продолжительный срок (например, на два года и т.п.).
  • Отказ от льгот осуществляется в отношении всех контрагентов. Так, например, организация использует льготы в отношении операций (согласно пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) по реализации жилых домов, реализации жилых помещений и реализации долей в жилых домах и жилых помещениях. Если предприятие откажется от льгот по налогообложению, то данный отказ будет применен в отношении всех трех видов операций. Допустим, что предприятие, помимо этих операций, осуществляет передачу в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ) и которые также относятся к категории льготируемых. Иными словами, организация осуществляет два вида льготируемых операций. В этом случае организация имеет право отказаться от льгот как в отношении всех операций, так и в отношении отдельных видов операций, например, в отношении операций по передаче товаров в рекламных целях, но может использовать их в отношении операций по реализации жилых помещений.

Таким образом, отказ от использования льготы распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые налогоплательщиками в рамках льготируемого вида деятельности. Он не должен действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

  • Отказ (приостановление) осуществляется путем подачи заявления в налоговый орган по месту регистрации не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от льгот. Заявление об отказе должно быть подано до истечения 1-го числа первого месяца очередного квартала, начиная с которого налогоплательщик желает отказаться от льготы.

Требования к форме такого заявления законодателем не установлены, поэтому оно составляется в произвольной форме.

Вместе с тем в заявлении обязательно необходимо указать перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых налогоплательщик отказывается от применения льготы по НДС, налоговый период, начиная с которого налогоплательщик не намерен применять льготу, а также срок, в течение которого налогоплательщик не будет применять льготу.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который взимается практически со всех видов товаров и ложится на плечи конечного потребителя. В бюджет подлежит сумма НДС, рассчитанная путем вычета из суммы налога, исчисленного со всех реализованных товаров (работ, услуг), и суммы, уплаченной поставщикам товаров (работ, услуг). Если продажная цена товара меньше или равна цене покупки, то налог на добавленную стоимость платить не придется, поскольку именно добавленная стоимость в этом случае будет отсутствовать. Помимо этого, согласно ст. 176 НК РФ если сумма налоговых вычетов превышает общую стоимость начисленного налога, то полученная сумма подлежит возмещению из бюджета. Таким образом, главная особенность налога на добавленную стоимость заключается в том, что происходят в одном временном отрезке начисление налога продавцом и налоговый вычет покупателем на одну и ту же сумму.

Еще одной особенностью исчисления налога на добавленную стоимость является то, что льготы по налогу предоставляются в основном в виде освобождения от налога товаров, работ, услуг или отдельных операций.

Налогоплательщик имеет право отказаться от освобождения, послав соответствующее уведомление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг). Также не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Если организации не предоставляются льготы или она решила их не использовать, то для оптимизации налога необходимо просмотреть все нюансы расчета НДС, поскольку данный налог признается одним из сложных в расчете. Методика расчета налога в большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации, и только после этого налогоплательщик может сделать налоговые вычеты, которые ограничены законодательством различными условиями: то вычеты не могут быть произведены в определенный момент (откладываются), то просто запрещены законодательством.