Налоговые последствия при смене руководителя.

Статья: Налоговые последствия при смене руководителя (Тяпухин С.В.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4) {КонсультантПлюс}

Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, должно быть подано новым руководителем предприятия в трехдневный срок с даты его назначения (представляется в налоговый орган по месту учета). Указанное заявление удостоверяется подписью, подлинность которой должна быть заверена в нотариальном порядке.

Законодательством РФ предусмотрен очень короткий срок для извещения налогового органа о смене руководителя организации, то есть о необходимости заполнения и представления заявления нужно подумать заблаговременно.

При смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (генерального директора, директора, президента и др.), в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента назначения нового руководителя представляется подписанное заявителем (новым директором) заявление (ф. Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц, Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2, ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

В соответствии с п. 15 ст. 101 и п. 13 ст. 101.4 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, в том числе нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена:

  • ст. 15.3 "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" КоАП РФ;
  • ст. 15.4 "Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации" КоАП РФ;
  • ст. 15.5 "Нарушение сроков представления налоговой декларации" КоАП РФ;
  • ст. 15.6 "Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" КоАП РФ;
  • ст. 15.7 "Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику" КоАП РФ;
  • ст. 15.8 "Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)" КоАП РФ;
  • ст. 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" КоАП РФ.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается в том числе занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета.

При осуществлении производства по административным делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах постановление по административным делам указанной категории не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Полномочия должностных лиц налоговых органов по составлению протоколов о перечисленных административных правонарушениях установлены п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Составленный протокол направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В соответствии со ст. 23.1 дела данной категории рассматривают именно судьи.

На основании вышеизложенного делаем вывод: ответственность за ошибки в декларации, приведшие к неполной уплате налога, представленной в налоговый орган до даты назначения в должности нового руководителя, несет предыдущий директор.