Оформление трудовых книжек.

Статья: Оформляем трудовую (Берг О.) ("Кадровый вопрос", 2014, N 4) {КонсультантПлюс}

Технические требования к оформлению записей изложены в Инструкции по заполнению трудовых книжек. Для того чтобы успешно пройти проверку трудовой инспекцией, достаточно заполнять трудовые книжки именно в соответствии с этими требованиями.

В соответствии с п. 1.1 Инструкции записи в трудовой книжке должны производиться аккуратно - перьевой или гелевой ручкой, ручкой-роллером (в том числе шариковой), световодостойкими чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета.

Инструкция предписывает производить записи в трудовой книжке без каких-либо сокращений.

Наконец, еще одно существенное техническое требование к записям в составе разделов документа зафиксировано в п. 11 Правил ведения и хранения трудовых книжек. Это требование предусматривает последовательную (прямую возрастающую) нумерацию записей в пределах соответствующего раздела, т.е. присвоение каждой вносимой в трудовую книжку записи очередного порядкового номера.

Требования к языку оформления записей вытекают из соответствующих положений Правил ведения и хранения трудовых книжек. Согласно п. 6 Правил в общем случае трудовые книжки должны вестись на государственном языке Российской Федерации. В том случае, однако, если предприятие осуществляет свою деятельность на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, ведение трудовых книжек может наряду с государственным языком Российской Федерации производиться и на государственном языке этой республики. Таким образом, каждая вносимая в трудовую книжку запись должна воспроизводиться сначала на русском языке, а затем - на государственном языке соответствующей республики.

Требования к составу записей закреплены в положениях Правил ведения и хранения трудовых книжек, которые в свою очередь базируются на соответствующих положениях ТК РФ. Правила предусматривают внесение в трудовую книжку следующих видов записей (сведений):

  • записи (сведения) о работнике;
  • записи (сведения) о работе;
  • записи (сведения) о награждении.

Заметим, что это требование нашло свое отражение и в форме бланка трудовой книжки, в которой для внесения перечисленных видов записей предусмотрены соответствующие листы (разделы).

Требования к содержанию записей также закреплены в соответствующих положениях Правил ведения и хранения трудовых книжек и Инструкции по заполнению трудовых книжек. Не вдаваясь сейчас в подробности, обратим внимание уважаемых читателей на три общих требования, предъявляемых к содержанию записей, которые можно сформулировать следующим образом:

  • полнота содержания записей, предполагающая включение в нее всех необходимых сведений (элементов) - таких, в частности, как порядковый номер записи, ее дата, номер, дата и наименование документа, на основании которого та или иная запись вносится в трудовую книжку, и т.д.;

  • соответствие формулировок записей положениям трудового законодательства и (или) приказа (распоряжения) - например, приказа (распоряжения) о приеме работника на работу, его переводе на другую постоянную работу, об увольнении работника и т.п.;

  • соответствие записей фактическому положению дел, в том числе в случаях, когда по тем или иным обстоятельствам в ранее оформленные записи вносятся изменения (исправления).

Подытоживая характеристику требований к оформлению записей в трудовой книжке, скажем несколько слов о требованиях, установленных в отношении оформления отдельных элементов соответствующих записей. Поясним, что эти требования регламентируют порядок оформления некоторых сведений в составе записей о работнике, а также дат, заверительных надписей и некоторых иных видов записей (в частности, записей о выдаче дубликата трудовой книжки или вкладыша в нее), вносимых в трудовую книжку.

Так, фамилия, имя и отчество работника вносятся в трудовую книжку в именительном падеже, без сокращений и (или) замены имени (отчества) инициалами. Аналогичные правила распространяются и на порядок внесения в трудовую книжку сведений о дате рождения работника.

Что касается оформления дат, то в соответствии с п. 1.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек записи дат во всех разделах документа должны производиться арабскими цифрами. При этом число и месяц обозначаются двумя парами двузначных чисел, а год - четырехзначным числом, отделяемыми друг от друга точками.

Заверительная надпись, вносимая в трудовую книжку на титульном листе при оформлении документа, должна включать только разборчивую личную подпись работника, ответственного за ведение трудовых книжек на предприятии. Подлинность подписи подлежит удостоверению оттиском печати.

Формулировки записей о выдаче дубликата трудовой книжки или вкладыша в нее должны в точности соответствовать формулировкам, указанным в Правилах ведения и хранения трудовых книжек и Инструкции по заполнению трудовых книжек. Уточним, что такие записи могут оформляться от руки либо посредством простановки штампа ("Дубликат", "Взамен выдан дубликат", "Выдан вкладыш" и т.п.) с указанием серии и номера выданного документа на оригинале трудовой книжки.

В продолжение разговора о ведении трудовых книжек обратимся к рассмотрению оформления записей, содержащих сведения о работнике. Уточним, что оформление таких записей производится в двух основных случаях:

  • при оформлении трудовой книжки;
  • при изменениях в сведениях о работнике, подлежащих фиксации в трудовой книжке.

Оформление трудовой книжки производится, если работник поступает на работу впервые. Соответствующая обязанность возложена на работодателя в соответствии со ст. 65 ТК РФ.

Согласно п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, должно осуществляться работодателем (его полномочным представителем - как правило, сотрудником кадрового органа предприятия, ответственного за обращение с трудовыми книжками):

  • в присутствии работника;
  • не позднее недельного срока со дня приема работника на работу.

Заметим, что это положение Правил вполне согласуется с положениями ст. 66 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан вести трудовые книжки на работника, проработавшего на предприятии свыше 5 дней, при условии, что порученная последнему в соответствии с трудовым договором работа (трудовая функция) является для работника основной. На практике изложенное выше означает, что по прошествии недели (или, если позволяют обстоятельства, раньше) вновь принятый на работу работник должен быть приглашен работодателем (его полномочным представителем) для оформления трудовой книжки с соответствующими документами.

В связи с последним замечанием уточним, что п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек предписывает работодателю вносить в трудовую книжку сведения о работнике на основании следующих документов:

  • сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения (число, месяц, год) работника - на основании паспорта гражданина РФ установленного образца или иного документа, удостоверяющего личность;

  • сведения об образовании работника - на основании документов об образовании;

  • сведения о профессии и (или) специальности работника - на основании надлежащим образом оформленных документов об образовании (см. выше) либо документов о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Дата заполнения трудовой книжки на титульном листе, в соответствии с изложенными выше предписаниями, должна указываться арабскими цифрами. Вместе с тем не исключается оформление даты заполнения трудовой книжки алфавитно-цифровым способом, в соответствии с которым наименование месяца указывается словом (в родительном падеже).

Правильность сведений, внесенных в трудовую книжку при оформлении, должна быть проверена работником. В том случае, если внесенные в трудовую книжку сведения не содержат ошибок, работник удостоверяет этот факт своей подписью на титульной странице документа (ниже строки с указанием даты заполнения трудовой книжки).

Процедуру оформления трудовой книжки завершает подписание титульного листа документа сотрудником кадрового органа предприятия. Подлинность его подписи удостоверяется оттиском печати предприятия (кадрового органа предприятия).

Оформленная надлежащим образом трудовая книжка в дальнейшем хранится на предприятии - как правило, в кадровом органе. Порядок обращения с трудовой книжкой в процессе ее хранения, в частности порядок ее ведения, рассматривается в последующих параграфах данной главы.

В процессе ведения трудовых книжек время от времени возникает необходимость в оформлении изменений (исправлений) в ранее совершенных записях.

Общий порядок оформления таких изменений (исправлений) определен соответствующими положениями Правил ведения и хранения трудовых книжек и Инструкции по заполнению трудовых книжек. При оформлении изменений (исправлений) в ранее совершенных записях в составе различных разделов необходимо в точности следовать соответствующим предписаниям.

Оформление изменений (исправлений) в ранее совершенных записях, содержащих сведения о работнике, должно производиться на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других аналогичных документов, как это и предусмотрено п. 26 Правил ведения и хранения трудовых книжек. В общем случае оформление таких изменений (исправлений) производится по последнему месту работы работника. На практике это означает, что если в период работы у работодателя, с которым работник по-прежнему состоит в трудовых отношениях, в его персональных данных (фамилии, имени, отчестве, дате рождения, образовании, профессии, специальности) произошли изменения, то соответствующие исправления в ранее совершенных записях производит данный работодатель (сотрудник кадрового органа предприятия с соответствующими полномочиями).

Для внесения изменений (исправлений) работник должен обратиться к работодателю с письменным заявлением, приложив к нему документы, подтверждающие факт изменения сведения о работнике, либо надлежащим образом оформленные копии этих документов.