Расторжение трудового договора с иностранным работником

Статья: Особенности расторжения трудового договора с иностранными работниками: советы экспертов (Махмутов Ф.) ("Трудовое право", 2013, N 12) {КонсультантПлюс}

Подавляющее число рассматриваемых судами дел, касающихся расторжения трудовых договоров с иностранными работниками, составляют случаи рассмотрения жалоб в связи с нарушениями административного законодательства.

По одному из таких дел юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в связи с тем, что его единоличный исполнительный орган в нарушение п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), не уведомило соответствующие органы о расторжении трудового договора (Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2012 N 4а-1520/12). Порядок такого уведомления установлен Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (далее - Приказ ФМС N 147), согласно которому работодатель в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения трудового договора с иностранным гражданином, обязан уведомить об этом территориальный орган миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

При этом уведомлять соответствующие органы по контролю за миграцией и ведающими вопросами занятости следует как при расторжении трудовых договоров в связи с истечением срока действия, так и в случаях досрочного их расторжения.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 19.05.2010) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность, и признаваемым в Российской Федерации в этом качестве, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Для получения права на осуществление трудовой деятельности иностранному работнику необходима обыкновенная рабочая виза. Она выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год при непосредственном обращении иностранного гражданина в компетентные органы по его личному заявлению.

В силу Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в трудовых отношениях между работодателем и работником - иностранным гражданином, временно пребывающем в Российской Федерации, основными документами, дающими право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность, являются виза (для граждан, въехавших в Российскую Федерацию в визовом порядке), разрешение на работу иностранному гражданину, разрешение работодателю на привлечение иностранных работников.

Прекращение действия (истечение срока, аннулирование) любого из этих документов делает невозможным продолжение трудовых отношений.

Следует учитывать, что нарушением требований п. 9 ст. 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" признается неуведомление органов по контролю за миграцией, ведающих вопросами занятости, в течение трех дней со дня заключения (допуска к работе) или расторжения (прекращения допуска) трудового договора.

Итак, день проведения проверки не является днем выявления нарушения обязанности по уведомлению соответствующих органов о заключении или расторжении трудовых договоров с иностранными работниками.

Поэтому указанное уведомление должно быть отправлено до дня составления протокола об административном правонарушении.

В связи с этим, даже если предприятие посетили должностные лица контролирующих органов и обнаружили иностранных работников, такие обстоятельства сами по себе не образуют состав административного правонарушения, установленного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Работодатель, использующий в своей деятельности труд иностранных граждан, может быть привлечен к административной ответственности ранее того момента, когда было обнаружено нарушение законодательства.

Работодатели, уклоняющиеся от уведомления о заключении или расторжении трудовых договоров с иностранцами, не вправе рассчитывать на удовлетворение ходатайства о назначении более мягкого наказания в виде приостановления деятельности, так как оно наоборот признается более суровым наказанием.

В связи с этим необходимо уведомлять органы по контролю за миграцией, ведающие вопросами занятости в субъекте РФ, а также налоговую инспекцию о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами.

Уведомление может быть осуществлено любым способом.

Отдельные незначительные нарушения могут быть допущены, даже форма уведомления может не соответствовать предъявляемым требованиям. Решающим при рассмотрении административных дел будет доказанность того, действительно ли работодатель предпринял все зависящие от него меры по уведомлению. Большинство предприятий в Российской Федерации, где используются иностранные рабочие, нанимают на работу не одного, а многих граждан.

В связи с этим обращается внимание на то, что в случае неуведомления о расторжении трудовых договоров или об их заключении административная ответственность будет наступать по каждому правонарушению, то есть по числу трудящихся иностранных граждан.

Даже при желании государственный орган, рассматривающий административное дело, будет лишен возможности охватить одним производством всю численность рабочих, так как в постановление об административном правонарушении вносится информация только об одном лице.

Как прием на работу иностранных граждан, так и прекращение с ними трудовых отношений должны сопровождаться выполнением определенных, предусмотренных действующим законодательством, процедур. Пренебрежение такими требованиями может обернуться для работодателя ответственностью в виде обязанности выплаты значительных штрафов.

Следует отдельно отметить, что трудовым законодательством Российской Федерации не установлены специальные нормы по расторжению трудового договора с иностранным работником, также не содержит подобных норм и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Такое расторжение должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Еще одним из самых часто возникающих вопросов является расторжение трудового договора в связи с истечением срока или аннулированием разрешения на работу в случае, если договор заключался на неопределенный срок. При наступлении такой ситуации лучше применять нормы, установленные п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, согласно которым истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, является поводом для расторжения трудового договора.