Рекомендации Минфина России

Статья: Организация внутреннего контроля согласно элементам, рекомендованным Минфином России (Егорова И.С.) ("Аудитор", 2014, N 9) {КонсультантПлюс}

В данной статье автором предлагаются различные варианты организации и документарного обеспечения при осуществлении внутреннего контроля по элементам согласно рекомендациям Минфина России в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Так, согласно рекомендациям Министерства финансов РФ внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля. При формировании контрольной среды необходимо подготовить документы, характеризующие этические принципы организации внутреннего контроля как в организации в целом, так и при создании специального подразделения - отдела внутреннего контроля (аудита).

В рамках организации внутреннего контроля (аудита) по данному элементу каждый экономический субъект должен разработать следующие документы.

  1. Специальные документы по ведению внутреннего контроля организации:
    • Кодекс корпоративного управления;
    • Кодекс корпоративного поведения;
    • Кодекс этики;
    • положение об отделе внутреннего контроля (организации внутреннего контроля);
    • должностные инструкции лиц, осуществляющих внутренний контроль;
    • планы работы отдела внутреннего контроля (при отсутствии такового план внутреннего контроля по организации);
    • документально оформленные разработанные процедуры противодействия легализации (отмыванию доходов) и коррупции (Федеральный закон N 115-ФЗ, Федеральный закон N 273-ФЗ).
  2. Положения о внутреннем контроле в локальных нормативно-правовых актах (отдельный абзац, раздел и т.д.):
    • уставе либо учредительном договоре (в зависимости от организационно-правовой формы экономического субъекта);
    • учетной политике;
    • должностных инструкциях работников;
    • графике документооборота;
    • приказах о проведении инвентаризации;
    • договорах о МО и т.д.;
    • приказах о проведении периодических инвентаризаций имущества, обязательств, расчетов (описи, сличительные ведомости и т.д.).

    У организаций, обязанных согласно Федеральному закону N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" осуществлять внутренний контроль денежных средств и операций с имуществом, должны быть документы, регламентирующие проверку ведения внутреннего контроля по определенным правилам.

    В этой связи необходимо уточнить особенности организации внутреннего контроля согласно Федеральному закону N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    Элемент внутреннего контроля "оценка рисков". Системе внутреннего контроля по данному элементу необходимо выполнить следующие действия: выявить потенциальные риски; оценить риски, произведя оценку вероятности наступления того или иного негативного события, а также оценить его возможное влияние на финансовую отчетность; принять необходимые меры в отношении риска посредством разработки и проведения соответствующих процедур внутреннего контроля.

    При организации внутреннего контроля по данному элементу автором отмечается, что в экономическом субъекте должны быть документы, утверждающие:

    1) процедуры и методы внутреннего контроля в отношении предпосылок составления финансовой отчетности по проверке ведения учета и составления отчетности;

    2) процедуры и методы анализа эффективности и результативности деятельности, достижения операционных и финансовых показателей (количественные методики с расчетами за проверяемый период: непрерывности деятельности (аудируемые лица должны это, помимо всего прочего, делать согласно ФПСАД N 11), анализа безубыточности, многомерного сравнительного анализа, анализа в сравнении с предыдущими периодами, с плановыми показателями (со средними в отрасли, с лучшими в отрасли) ключевых индикаторов эффективности (рентабельности разных видов, фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности, оборачиваемости, производительности труда и т.д., запланированной выручки, себестоимости, маржинального дохода, прибыли разных видов и т.д.)).

    Процедуры внутреннего контроля согласно рекомендациям Минфина России включают в себя:

    а) документальное оформление;

    б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям;

    в) санкционирование (авторизацию) сделок и операций;

    г) сверку данных;

    д) разграничение полномочий и ротацию обязанностей;

    е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическую охрану, ограничение доступа, инвентаризацию;

    ж) надзор, обеспечивающий оценку;

    з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений).

    Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

    Таким образом, в экономическом субъекте при организации внутреннего контроля должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.

    В рамках организации внутреннего контроля необходимо разработать документ, обеспечивающий механизм доведения приказов руководства (рекомендаций отдела внутреннего контроля) до структурных подразделений и конкретных работников и обеспечивающий обратную связь, отражающую действенность их выполнения.

    Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики представления данных и составления отчетности, должностные инструкции работников и т.д.

    Также необходимо разработать документ, где содержится информация об итогах проведенной проверки лицами, в разной степени ответственными за организацию и проведение контроля.

    Согласно рекомендациям Министерства финансов РФ эффективная политика внутреннего контроля представляет собой такую организацию внутреннего контроля, при которой внутренний контроль достигает своей цели.

    Мониторинг эффективности системы внутреннего контроля должен проводиться как внутри организации, так и внешними аудиторами путем оценки организации контроля по четырем элементам в рамках наличия распорядительных документов, методик, количественных расчетов и проверок фактов хозяйственной жизни и ведения учета и составления отчетности за текущий период.

    По мнению автора, предложенные рекомендации могут способствовать повышению эффективности системы внутреннего контроля экономического субъекта и эффективности его деятельности в целом.