Совершенствование системы мотивации (на примере фактора времени)

Статья: Фактор времени и мотивационный потенциал персонала (Калмыкова О., Гагаринский А.) ("Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 3) {КонсультантПлюс}

В статье авторами анализируются факторы рабочего времени в деятельности персонала промышленной организации. Рассматривается стресс-синдром сотрудников как последствие рабочего стресса. Обсуждаются вопросы формирования системы профилактики профессионального стресса сотрудников.

Инновационные технологические разработки, постоянное повышение требований потребителей заставляют руководство организаций адаптировать рабочую организационную среду к изменениям. Данная задача должна осуществляться через побуждение сотрудников к накоплению профессиональных компетенций на основе повышения мотивационного потенциала и, как следствие, повышение их рабочей активности. В современных социально-экономических условиях рационализация управления использованием рабочего времени определяет эффективность стабильного развития организации. Одним из методов повышения социально-экономической эффективности организации является технология управления рационализацией использования рабочего времени персонала. Внедрение данной технологии в процесс управления мотивирует персонал на повышение уровня рационализации использования рабочего времени, способствует снижению уровня рабочего стресса и созданию в коллективе благоприятного морально-психологического климата. Таким образом, актуальной является проблема формирования методов эффективного использования рабочего времени на основе повышения мотивации и удовлетворенности сотрудников своей деятельностью в организации.

Перед руководством организации встает управленческая задача инициирования рабочей активности сотрудников, способствующей формированию компетентности в области эффективного использования рабочего времени. В современных организациях персонал переживает большое количество рабочих стрессов, которые связаны с различными причинами организационного и психологического порядка. Персонал многих промышленных организаций находится под постоянным давлением необходимости приспосабливаться к требованиям, которые постоянно изменяются. В результате у большой категории персонала возникает стресс-синдром как последствие рабочего стресса в профессиональной деятельности. Ситуация рабочего стресса в организации возникает тогда, когда руководство инициирует множественные изменения, когда одновременно предъявляются разноречивые требования. Руководителю организации очень важно владеть информацией о характере, содержании и методах профилактики рабочего стресса у персонала.

Специалистами в области управления рабочим временем установлены следующие основные проблемы организации, связанные с потерями рабочего времени: технологические, технико-производственные, психологические, структурные, координационные, организационные, коммуникативные, синергетические. Выделяют следующие причины неэффективного использования рабочего времени: отсутствие четких целей, низкий уровень организации формального управления, нецелевую коммуникацию, неэффективное планирование, нерациональное организационное взаимодействие, выполнение сотрудниками одновременно нескольких дел, неумение делегировать полномочия, проблемы с разделением труда, неэффективную систему документооборота, нецелесообразное распределение функциональных обязанностей персонала, высокий уровень конфликтности в коллективе, отсутствие программ профилактики рабочего стресса и синдрома профессионального выгорания. Результатами неэффективного использования времени могут быть: увеличение затрат на контроль, рост себестоимости обслуживания клиентов, что приводит к снижению уровня мотивации работников, росту неудовлетворенности персонала.

Способ вознаграждения или порицания вызывает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности, порождает соответствующие эффекты приобретенного опыта и поведенческие установки, в свою очередь обусловливающие поведенческие реакции. Повышение уровня удовлетворенности ведет к повышению производительности труда и более позитивному восприятию целей организации. В исследованиях мотивационно-психологического плана большое значение приобретает связь между производительностью, удовлетворенностью и стимулами.

Авторами было проведено исследование мотивационной структуры ЗАО "Группа компаний "Электрощит" - ТМ Самара". Определялась степень удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности (жизни). Важнейшим элементом социального самочувствия является адаптация к внешним и внутренним условиям жизни. Сама адаптация определяется удовлетворенностью (индексом удовлетворенности).

Как видно из анализа, степень удовлетворенности персонала данной организации несколько ухудшилась. На неизменном уровне осталась удовлетворенность условиями труда. Такое ухудшение мотивационной структуры организации можно объяснить экономическим кризисом в стране, который подрывает уверенность персонала в завтрашнем дне. Среди причин неуверенности большинство респондентов назвали причины, связанные с экономической ситуацией в стране - 50%. Остальные ответы респондентов распределились следующим образом: причины неуверенности связаны с неустойчивым положением организации - 15%; не совсем готовы к новым условиям жизни - 10%; причины неуверенности связаны с семейными и личными проблемами - 10%; "основная причина во мне" - 5%; причины неуверенности связаны с положением в коллективе - 3%, другие причины - 7%.

Ухудшилась удовлетворенность в целом своей нынешней работой у персонала предприятия. 45% респондентов считают, что не вся деятельность необходима и лишь 15% считают, что выполняемая ими работа действительно необходима (респонденты, ответившие положительно на данный вариант вопроса, распределились: исполнители - 27%, руководители - 73%). Также большинство работников часто работают, когда чувствуют усталость (65%), это объясняется психологическим дискомфортом. На неизменном уровне осталась удовлетворенность условиями труда. Это связано с тем, что затраты на охрану труда в 2010 г. по сравнению с 2011 г. были увеличены.

Оценка возможностей удовлетворения требований к работе на основе отношения между требованиями, предъявляемыми к работе, и возможностью удовлетворения показывает стимулирующий потенциал данной группы работников и насколько он реализуется. Сопоставляя ранги требований и возможностей их удовлетворения, а также баллы их оценки, можно судить о степени удовлетворения требований, о необходимости совершенствования стимулирования по тем или иным направлениям.

Авторами исследованы мотивационные аспекты деловой оценки персонала на предприятии ЗАО "Группа компаний "Электрощит" - ТМ Самара", с целью совершенствования системы мотивации и технологии оценки деятельности персонала. Полагаем, что разрабатываемые авторами рекомендации направлены и на снижение уровня конфликтности и профилактику рабочего стресса, а следовательно, и на рационализацию использования рабочего времени в организации.