Страховые взносы

Тарифы страховых взносов


Статья: Новые тарифы страховых взносов (Грищенко А.) ("Аудит и налогообложение", 2012, N 2) {КонсультантПлюс}


С 1 января с.г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ, внесший изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно Закону N 379-ФЗ в 2012 - 2013 гг. тариф страховых взносов будет понижен с 34% до 30%. Он будет применяться к выплатам, начисленным в пользу работника, которые не превышают 512 000 руб. (в 2012 г.) и 573 000 руб. (в 2013 г.).

С 2012 г. взносы начисляются только в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В 2012 - 2013 гг. для плательщиков страховых взносов предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:


Тариф страхового взноса, %         

База для начисления страховых взносов ПФР  ФСС РФ   ФОМС 

В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов

22,0  2,9 5,1

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов   

10,0 0,0 0,0

                                                    

Понижены тарифы страховых взносов для следующих категорий плательщиков (пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

  1. сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
  4. плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений:

  • для общественных организаций инвалидов;
  • для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
  • для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

2012 г.

ПФР - 16,0%; ФСС - 1,9%; ФОМС - 2,3%.

2013 - 2014 гг.

ПФР - 21,0%; ФСС - 2,4%; ФОМС - 3,7%.

Тарифы страховых взносов для (пп. 4 - 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

1) хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Особенности применения: осуществление НИОКР и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности, работы по созданию новой или совершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), применение УСН;

2) организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особой экономической зоны (ОЭЗ) соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер;

3) организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Особенности применения: наличие государственной аккредитации, доля доходов от реализации программ для ЭВМ, баз данных и т.п. по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на уплату страховых взносов (2010 г.), составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период; для вновь созданных организаций по итогам отчетного (расчетного) периода - не менее 90% в сумме всех доходов; средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов (2010 г.), - не менее 30 человек.

2012 - 2017 гг.

ПФР - 8,0%; ФСС - 2,0%; ФОМС - 4,0%.

2018 г.

ПФР - 13,0%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 5,1%.

2019 г.

ПФР - 20,0%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 5,1%.

Тарифы страховых взносов для (п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

  1. издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций;
  2. деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств (организация должна быть включена в реестр организаций, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ, и индивидуальных предпринимателей).

Особенности применения: доля доходов за отчетный (расчетный) период от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данному виду деятельности, включая доходы от оказания услуг по продаже рекламных мест (времени) в СМИ собственного производства, а также от поступлений денежных средств в виде субсидий или бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования, полученных из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов на обеспечение производства и распространения СМИ, составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за указанный период.

2012 г.

ПФР - 20,8%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 3,3%.

2013 г.

ПФР - 21,6%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 3,5%.

2014 г.

ПФР - 23,2%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 3,9%.

Тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 8, 10, 11, 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, а именно:

1) организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих "упрощенку", основным видом экономической деятельности которых являются следующие виды деятельности (доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов):

  • производство пищевых продуктов;
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • текстильное и швейное производство;
  • производство кожи, изделий из кожи и обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • химическое производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство прочих неметаллических изделий;
  • производство готовых металлических изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство транспортных средств и оборудования;
  • производство мебели;
  • производство спортивных товаров;
  • производство игр и игрушек;
  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • обработка вторичного сырья;
  • строительство;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
  • транспорт и связь;
  • предоставление персональных услуг;
  • производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
  • производство музыкальных инструментов;
  • производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • управление недвижимым имуществом;
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ;
  • розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
  • производство гнутых стальных профилей;
  • производство стальной проволоки;

2) аптечных организаций, уплачивающих ЕНВД, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;

3) некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Особенности применения: по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным ч. 3, 4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

  • доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;
  • доходы в виде грантов, получаемых для осуществления указанной деятельности;
  • другие доходы (НИОКР, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев, охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников);

4) благотворительных организаций, применяющих УСН.

Тарифы для указанных плательщиков:

2012 - 2013 гг.

ПФР - 20,0%; ФСС - 0,0%; ФОМС - 0,0%.

Тарифы страховых взносов для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

2012 г.

ПФР - 22,0%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 5,1%.

2013 г.

ПФР - 22,0%; ФСС - 2,9%; ФОМС - 5,1%.

К инжиниринговым услугам относятся:

  • инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов;
  • предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Особенности применения:

  • доля доходов от реализации инжиниринговых услуг по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 90% суммы всех доходов организации за указанный период;
  • средняя численность работников по методике Росстата за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 100 человек;
  • организацией получено положительное заключение экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ, подтверждающее, что она оказывает инжиниринговые услуги в области высоких технологий.

Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (п. 9 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-Ф) составят в 2012 - 2027 гг. 0%.

Тарифы страховых взносов для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре "Сколково", в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта также составят 0%.

Особенности применения: совокупный размер прибыли участника проекта не должен превышать 300 млн руб.


Плательщики страховых взносов


Статья: Новое в порядке расчета страховых взносов (Подкопаев М.В.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 3) {КонсультантПлюс}



В прошлом номере мы рассказали о новых ставках страховых взносов, которые применяются с 01.01.2012. Они установлены Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Федеральный закон N 379-ФЗ).

Данный Закон внес немалые изменения и в порядок исчисления и уплаты страховых взносов, касающиеся не только их величины. Об этом тоже необходимо рассказать.


Полку плательщиков прибыло


Число плательщиков страховых взносов немного увеличилось. До 01.01.2012, в частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах <1> страховые взносы должны были исчислять и уплачивать индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Здесь имеются в виду лица, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".


Иное предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании <2>. В этой норме сказано, что в целях данного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Это означает, что они являются страхователями по пенсионному страхованию.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".


Частной практикой занимаются, например, оценщики, арбитражные управляющие, частные детективы, которые в прежних редакциях п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании даже были выделены отдельно, и другие лица, обеспечивающие себя работой и самостоятельно исчисляющие и уплачивающие страховые взносы.

Теперь они тоже признаются плательщиками страховых взносов. Такое изменение внесено в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах.

В связи с этим напомним, что согласно п. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов, указанные в этом пункте, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.


К сведению. Согласно Федеральному закону от 01.06.2011 N 106-ФЗ с 01.06.2011 МРОТ равен 4611 руб.


Для всех таких плательщиков с 01.01.2012 упрощено представление отчетности по страховым взносам: от подачи большей ее части они теперь освобождены.


Примечание. Лица, самостоятельно исчисляющие и уплачивающие страховые взносы, больше не отчитываются перед органами контроля.


Так, согласно ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах в редакции, действовавшей до 01.01.2012, у данных плательщиков имелась обязанность представлять в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме РСВ-2 ПФР <3>.

--------------------------------

<3> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н.


В этой норме слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств", то есть теперь только последние обязаны представлять в органы контроля указанные расчеты.

В ч. 6 ст. 16 Закона о страховых взносах установлена обязанность представлять такой расчет в случае прекращения деятельности до конца расчетного периода в течение 12 дней. Такая обязанность ранее распространялась на индивидуальных предпринимателей, а теперь распространяется на глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, в случае прекращения деятельности аналогичная обязанность была предусмотрена ч. 7 той же статьи (ныне утратившей силу).

Теперь данные лица не обязаны представлять сведения о себе, связанные с индивидуальным (персонифицированным) учетом, в органы ПФР. Ранее вместе с ними надо было представить и копию платежки, из которой следует, что страховые взносы за расчетный период уплачены. Теперь и этого делать не нужно (изменены ст. ст. 8, 11 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ)).

По существу, все указанные лица, исключая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, прекратив деятельность, должны лишь своевременно уплатить окончательную сумму страховых взносов. Срок их уплаты теперь рассчитывается не с момента подачи последнего расчета, а с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности. На это отводится 15 календарных дней (ч. 8 ст. 16 Закона о страховых взносах).

Сказанное означает, что контроль за уплатой (перечислением) страховых взносов плательщиками, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах, в государственные внебюджетные фонды полностью возложен на органы контроля. Теперь они будут определять сумму страховых взносов, подлежащих уплате данными плательщиками, расчетным путем исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ дополнена п. 13), учитывать ее на соответствующих лицевых счетах, сверять с фактически перечисленной суммой.


Выплаты, освобожденные от взносов


"Типичные ошибки при начислении налогов и страховых взносов" (Филина Ф.Н., Толмачев И.А.) (под ред. Т.Н. Межуевой) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2012) {КонсультантПлюс}


Не подлежат обложению страховыми взносами:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных:

  • с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
  • с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
  • с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  •  с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
    • выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
    • выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
    • компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников

(абзац введен Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

6.1) взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;

7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;

13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.


Порядок определения и начисления взносов


Статья: Страховые взносы - 2010: официальные разъяснения (Аникина М.Л.) ("Советник бухгалтера", 2010, N 7) {КонсультантПлюс}


"Советник бухгалтера", 2010, N 7


СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ - 2010: ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ


Вот уже почти полгода действует новая система страховых взносов. Как обычно, внедрение новой системы не обходится без множества вопросов, проблем, частных случаев и всяческих сложных ситуаций. Поэтому будет не лишним рассмотреть некоторые часто встречающиеся вопросы и обратить внимание на разъяснения официальных органов, появившиеся за это время.


Формирование базы исчисления страховых взносов

у работодателя


Начнем с того, что, пожалуй, вызывает больше всего вопросов - с формирования базы исчисления взносов. Иными словами, разберем, какие выплаты в пользу работников подлежат обложению страховыми взносами, а какие - нет.


Общие правила


Главный вопрос заключается в том, какие выплаты следует признавать начисляемыми в пользу физических лиц по трудовым договорам. Ведь согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются именно выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Специалисты ФСС РФ прокомментировали данный вопрос еще в феврале текущего года - в Письме от 15.02.2010 N 02-03-09/08-147П. Напомнив, что исходя из положений Трудового кодекса РФ выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться не только трудовым договором, но также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, они заявили, что к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре. Конечно, из расчета страховых взносов нужно исключать суммы, прямо указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Специалисты Минздравсоцразвития России заняли такую же позицию.

Например, в Письме от 16.03.2010 N 589-19 они четко прописали, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых правоотношений независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, за исключением выплат, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Аналогичным образом Минздравсоцразвития России в Письме от 23.03.2010 N 647-19, ссылаясь на то, что согласно норме п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, специалисты этого ведомства делают вывод, что выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами. Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются. Также и в Письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 559-19 прямо сказано, что страховыми взносами облагаются все выплаты в пользу работников, производимые на основании внутренних положений организации.

А в Письме Минздравсоцразвития России от 10.03.2010 N 10-4/308103-19 на том же основании уточняется, что страховыми взносами нужно облагать и разовые выплаты работникам, не установленные в трудовых, коллективном договорах, соглашении, локальных нормативных актах работодателя, - конечно, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Ведь такие разовые выплаты, несмотря на то, что они не предусмотрены в трудовых договорах и локальных нормативных актах работодателя, тем не менее производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и, значит, связаны с трудовыми договорами. Ну и, как следствие, такие разовые выплаты нужно включать в средний заработок для расчета пособий по временной нетрудоспособности.

Более того, Минздравсоцразвития России требует, чтобы страховые взносы начислялись и на выплаты, осуществляемые в пользу физических лиц, с которыми у организации не заключены ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры, но которые тем не менее признаются застрахованными лицами. Как сообщается в Письме Минздравсоцразвития России от 11.02.2010 N 286-19, в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг - например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе; члены производственных кооперативов. Именно в отношении таких лиц в п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами считаются выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Значит, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

При этом уплата страховых взносов производится по тем видам обязательного социального страхования, по которым данные лица являются застрахованными. Уплату страховых взносов за таких застрахованных лиц должны осуществлять те организации, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих - органы государственной власти, в которых они проходят службу, за членов производственных кооперативов - производственные кооперативы, за священнослужителей - религиозные организации и т.д. А вот выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Не забывайте также, что в отношении страховых взносов не действует то правило, которое существовало раньше при исчислении ЕСН, - если выплата не признана в целях налогообложения прибыли, начислять ЕСН на нее не нужно (п. 3 ст. 236 НК РФ). Ведь в Законе N 212-ФЗ нет аналогичной нормы. Поэтому, как напоминают специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 01.03.2010 N 426-19, с 1 января 2010 г. факт учета или неучета организацией-плательщиком расходов на выплаты работникам по трудовым договорам в целях налогообложения прибыли не имеет значения для решения вопроса о наличии либо отсутствии объекта обложения страховыми взносами. О том, что с 1 января 2010 г. страховые взносы уплачиваются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников вне зависимости от того, учитываются такие выплаты в уменьшение налогооблагаемой прибыли или нет, писали и финансисты - например, в Письмах Минфина России от 11.02.2010 N 03-03-05/25, от 29.04.2010 N 03-03-06/4/53 и других. На практике это, в частности, означает, что теперь нельзя "сэкономить" на страховых взносах, выплатив работникам премию не за производственные результаты (в рамках системы оплаты труда, предусмотренной локальными нормативными актами), а из чистой прибыли.

За эти полгода было дано достаточно много разъяснений. Например, в Письме Минздравсоцразвития России от 11.03.2010 N 526-19 уточняется, что страховые взносы нужно начислять на такие выплаты, начисляемые организацией в пользу физических лиц, состоящих с ней в трудовых правоотношениях на основании трудового договора, как:

  • оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти членов семьи;
  • оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам за счет средств работодателя;
  • единовременные поощрения за производственные результаты;
  • единовременное поощрение при увольнении впервые в связи с уходом на пенсию;
  • компенсация стоимости проезда по личным надобностям работников;
  • компенсация стоимости бытового топлива нуждающимся работникам.

Поэтому бухгалтеру каждой организации нужно тщательно пересмотреть состав выплат, осуществляемых в пользу работников, чтобы правильно начислять страховые взносы и исчислять больничные, декретные и детские пособия.

А чтобы вам было легче это сделать, давайте вместе рассмотрим повнимательнее некоторые виды выплат и вознаграждений, в отношении включения или невключения которых в базу исчисления страховых взносов могут возникнуть сомнения и спорные ситуации.