Особенности оформления договора


Оформление реквизитов договора


Преамбула договора


Тематический выпуск: Актуальные вопросы продаж (Зуйкова Л.П.) ("Экономико-правовой бюллетень", 2010, N 12) {КонсультантПлюс}


Договоры должны заключаться уполномоченными лицами.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ без доверенности от имени юридического лица действует его единоличный исполнительный орган.

В роли такого органа обычно выступает директор или генеральный директор. Но так бывает далеко не всегда: иногда в организации создается коллегиальный исполнительный орган (правление, совет и т.п.) или функции исполнительного органа по договору переданы сторонней организации. Поэтому полную ясность в данный вопрос могут внести только уставные документы организации. Но если товарооборот предполагает заключение большого числа сделок, то очевидно, что запрашивать и проверять документы у каждого контрагента никто не будет и продавцу придется действовать на свой страх и риск.

По мнению некоторых юристов, в преамбуле договора следует отказаться от использования следующей традиционной формулировки - "действующий на основании устава" (см. Приложение). Включение в проекты договоров этой формулировки подтверждает, что стороны ознакомились с документами, на основании которых лица, подписавшие договор, действуют от имени юридического лица.

Пищу для такого вывода дает и судебная практика. Например, если в преамбуле кредитного договора указано, что генеральный директор действовал на основании устава российско-финляндского совместного предприятия, то предполагается ознакомление кредитора с данным документом (Постановление ВАС РФ от 11.12.1996 N 2506/96).

В другом деле ВАС РФ решил, что при заключении договора заимодавец ознакомился с текстом устава и знал об ограничениях генерального директора на совершение сделки, так как в договоре сделана ссылка на устав общества (Постановление ВАС РФ от 11.08.1998 N 2385/98).

Таким образом, по мнению суда, ссылка в преамбуле договора на уставы обществ презюмирует ознакомление сторон с их содержанием в части определения компетенции лиц, заключавших сделку (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 N А33-2075/2009).

Насколько действен такой совет - судить трудно. Каждый поставщик должен сам решать, на какой риск он готов пойти, чтобы не снижать динамику продаж. Не рассматривая здесь случаи откровенного мошенничества (когда покупатель действует по заведомо подложным документам), обратим внимание на следующие правовые моменты.

Прежде всего, несмотря на несколько норм Гражданского кодекса, регулирующих вопрос правомочий (ст. ст. 168, 174, 183, 402 ГК РФ и др.), правоприменительная практика в данной области остается на редкость противоречивой.

Ситуация первая. Договор подписан неуполномоченным лицом (ст. 183 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 183 ГК РФ подписание договора неуполномоченным лицом не является основанием для признания его незаключенным (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2007 N А56-19739/2005, Поволжского округа от 28.01.2005 N А65-8560/03-СГ3-33).

Такая сделка порождает права и обязанности у совершившего ее лица (Информационное письмо ВАС РФ от 23.10.2000 N 57, Постановления ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-393/09-С5, Западно-Сибирского округа от 13.09.2005 N Ф04-5053/2005(13644-А70-36), Поволжского округа от 18.11.2004 N А57-5371/2004-13).

Следовательно, в данной ситуации отсутствуют основания для признания договора поставки недействительной сделкой.

Если впоследствии руководитель организации (или иное лицо, имеющее право действовать от ее имени) одобрит сделку, заключенную без полномочий, то в таком случае сделка будет признана совершенной в интересах этой организации (п. 2 ст. 183 ГК РФ, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2009 N А33-11062/08-Ф02-2003/09, Западно-Сибирского округа от 15.12.2008 N Ф04-7779/2008(17658-А27-22), от 21.08.2007 N Ф04-4939/2007(36524-А46-11), Северо-Кавказского округа от 04.03.2009 N А15-765/2007, Поволжского округа от 12.02.2008 N А65-10691/2007-СГ3-33, Центрального округа от 26.01.2006 N А64-4067/05-20 и др.).

Доказательством последующего одобрения сделки признаются переписка сторон, конкретные действия, связанные с исполнением сделки (оплата товаров, их приемка и пр.), направление платежных поручений за подписью уполномоченного лица, претензий об исполнении контрагентом встречных обязательств по договору и т.д. (Постановления Президиума ВАС РФ от 10.08.1999 N 3771/99, ФАС Поволжского округа от 30.09.2004 N А55-5342/2003-2, от 21.08.2001 N А12-2805/01-С32, п. 5 Информационного письма ВАС РФ от 23.10.2000 N 57).

При одобрении сделки уполномоченным лицом его последующий отказ от одобрения сделки уже не имеет правового значения (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.08.1999 N 3771/99).

Несмотря на все вышесказанное, суды в трактовке нормы ст. 183 ГК РФ проявляют удивительное разнообразие. Вот некоторые из неоднозначных судебных позиций.

1. Договор, подписанный от имени организации неуполномоченным лицом, признается незаключенным.

К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признал договор, подписанный заместителем директора без доверенности, не соответствующим требованиям закона и недействительным, поскольку согласно должностной инструкции организации заместитель генерального директора не обладал полномочиями на заключение договоров без доверенности на основании устава организации (ст. 168 ГК РФ, Постановление от 06.04.2004 N Ф04/1767-623/А27-2004).

Аналогичным образом договор, подписанный председателем совета директоров, не имеющим полномочий на заключение сделок, был признан ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ как сделка, не соответствующая закону или иным правовым актам (Постановление ФАС Центрального округа от 28.03.2008 N А08-1451/07-8).

Точно так же договор, заключенный руководителем филиала без надлежащих на то полномочий или с превышением полномочий, судьи признали недействительным (ст. 168 ГК РФ, Постановления ФАС Московского округа от 22.10.2009 N КГ-А41/10793-09, Поволжского округа от 03.09.2009 N А57-975/2009, Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-9153/06-С5).

2. К органам юридического лица положения ст. 183 ГК РФ о представительстве не применяются.

ФАС Московского округа, удовлетворяя требования о признании недействительной сделки купли-продажи ценных бумаг, указал на то, что оспариваемый договор со стороны истца был подписан неуполномоченным лицом (Постановление от 20.08.2007 N КГ-А40-7913/07). При этом суд разъяснил, что, поскольку орган юридического лица не является представителем последнего, в случае совершения сделки от имени организации лицом, не наделенным полномочиями органа юридического лица, или с превышением таких полномочий п. 1 ст. 183 ГК РФ применяться не может.



Значение датировки договора


Статья: Случай из практики: забыли исправить дату договора. Что делать? (Котова Н.В.) ("Клуб главных бухгалтеров", 2011, N 11) {КонсультантПлюс}


"Клуб главных бухгалтеров", 2011, N 11


СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ: ЗАБЫЛИ ИСПРАВИТЬ ДАТУ ДОГОВОРА.

ЧТО ДЕЛАТЬ?



Бывают такие ситуации, когда во время налоговой проверки вдруг выясняется, что дата, указанная в договоре, не соответствует дате наступления полномочий лица, его подписавшего. Либо во время подготовки проекта договора у одного из контрагентов произошла смена руководителя, либо дата государственной регистрации юридического лица или внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ оказалась чуть позже даты, указанной в договоре, либо при составлении договора использовали копию ранее составленного аналогичного договора, а дату просто забыли исправить.


А договор уже исполнен, затраты понесены, включены в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, налог на добавленную стоимость предъявлен к вычету.

И вряд ли налогового инспектора устроят объяснения, что при указании даты договора произошла ошибка по недосмотру работника, ответственного за его составление, и всему виной человеческий фактор.

Так и получилось.

По результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение о доначислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в связи с исключением затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль и НДС, понесенных организацией в связи с исполнением договора, в достоверности которого у проверяющей стороны возникли сомнения.

Поскольку дата, указанная в договоре, ранее даты возникновения полномочий лица, подписавшего договор со стороны контрагента, контролирующим органом был сделан вывод о содержании в договоре недостоверных сведений, подписании договора неуполномоченным лицом, возникновении сомнений в реальности отношений, возникших далее в соответствии с данным договором, непроявлении должной осмотрительности в отношении контрагента. Следствием этого явился вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды <1>, выразившейся в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организации путем завышения расходов и неправомерного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость по данным расходам.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53.


При рассмотрении первичных документов, составленных в ходе исполнения договора, было выявлено, что дата начала фактического исполнения договора соотносится с датой начала полномочий руководителя организации-контрагента, подписавшего договор. То есть непосредственное исполнение договора со стороны контрагента осуществлялось в период руководства лица, его подписавшего. Данный довод и был использован организацией при подготовке аргументированных пояснений, направленных в адрес контролирующего органа.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ), моментом заключения договора признается момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ). Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Таким образом, акцептом, наряду с ответом о полном и безоговорочном принятии условий оферты, следует признавать также совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Гражданский кодекс РФ не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 57 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".


Исходя из толкования норм гражданского законодательства и волеизъявления сторон договора, подтверждающих фактическое исполнение договора и одобряющих сделку, договор считается заключенным <3>, <4>.

--------------------------------

<3> Статья 183 Гражданского кодекса РФ.

<4> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57.


Таким образом, моментом фактического заключения договора является не дата, указанная в договоре, а дата получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, а также совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Последующее одобрение юридическим лицом, в интересах которого заключен договор, подписанный лицом, не имеющим на дату подписания соответствующих полномочий, свидетельствует о признании его заключенным.


Н.В.Котова

К. э. н., аудитор


Место заключения договора


Статья: Заключаем, изменяем, расторгаем договор правильно (Кольцова А.) ("Московский бухгалтер", 2010, N 11-12) {КонсультантПлюс}


ЗАКЛЮЧАЕМ, ИЗМЕНЯЕМ, РАСТОРГАЕМ ДОГОВОР ПРАВИЛЬНО


Трудно представить современный бизнес без договорных взаимоотношений. Именно посредством договоров компании и предприниматели покупают и продают товары, выполняют и заказывают различные работы, оказывают и получают услуги. Качество и своевременность выполнения принятых обязательств во многом зависит от грамотного составления договора. Чем грамотнее он написан, тем надежнее защищены права сторон. Рассмотрим главное, что нужно знать любому человеку, которому по должности или в силу обстоятельств приходится работать с договорами.


Зачем нужен договор


Заключая договор, фирма принимает на себя обязательство совершить в пользу другой фирмы или гражданина определенные действия. Например, одна компания обязана передать гражданину товар, а он - оплатить полученное. Вместе с тем стороны договора приобретают и определенные права. Например, гражданин вправе требовать, чтобы товар был качественным. А компания - чтобы оплата была произведена вовремя.

Порядок заключения договора следующий. Одна сторона делает другой предложение заключить договор. Закон называет такое предложение офертой (ст. 435 ГК РФ). Другая сторона, если ее все устраивает, принимает это предложение. Принятие предложения юристы называют акцептом. Далее стороны составляют и подписывают договор.


Не забудьте об условиях!


Договор можно считать заключенным только в том случае, если стороны согласовали все его существенные условия. Так сказано в ст. 432 Гражданского кодекса. Если хотя бы об одном из них стороны забудут, то соглашение, к которому они пришли, назвать договором будет нельзя. Все потому, что с точки зрения закона в такой ситуации ни прав, ни обязанностей у сторон не возникает.

Существенное условие любого договора - его предмет. Предметом договора могут быть имущество, работа или услуги, которые одна сторона передает, выполняет или оказывает другой. Все зависит от вида соглашения. Например, предмет договора купли-продажи - товар, предмет договора подряда - результат выполненных работ, предмет договора аренды - сдаваемое в аренду помещение, здание и т.д.

Однако предмет - не единственное необходимое условие соглашения. Для некоторых договоров Гражданский кодекс сам определил условия, которые необходимо в них включать. Например, для договора поставки - срок поставки товаров (ст. 506 ГК РФ), для договора продажи недвижимости - ее цена (п. 1 ст. 555 ГК РФ), для договора аренды зданий и сооружений - цена аренды (п. 1 ст. 654 ГК РФ), для договора подряда - сроки выполнения работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).

Но и это еще не все. Бывают ситуации, когда одна сторона договора настаивает, чтобы какое-то условие обязательно было включено в договор, а другая отказывается это сделать. Если такое противоречие возникло, сторонам следует иметь в виду, что существенным является условие, на включении которого в договор одна сторона настаивает, а вторая - принимает его (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Если же по спорному условию стороны так и не придут к соглашению, то договор также нельзя будет признать заключенным.


Примечание. При заключении договоров закон предоставляет сторонам полную свободу. Можно включить в договор любые условия, которые максимально соответствуют интересам фирмы. Главное, чтобы они не противоречили закону.


Место договоренности имеет значение!


Место заключения договора - это название города или другого населенного пункта, где был подписан договор. Его обычно указывают в правом верхнем углу договора.

Если в договоре не указано место его заключения, договор признают заключенным в месте нахождения фирмы, выступившей инициатором договора. Так сказано в ст. 444 Гражданского кодекса.

От того, в каком месте заключен договор, зависит, по какому законодательству стороны будут его исполнять. При определении места заключения договора нужно иметь в виду, что в каждом субъекте Федерации кроме общероссийского действует еще свое региональное законодательство.

Еще более важно место заключения договора с иностранной компанией. Ведь за границей могут быть законы не только не похожие на российские, но и противоречащие им. Если в тексте контракта с иностранцем не указать, в соответствии с законодательством какой страны его исполнять, то к нему применяют право той страны, где контракт был заключен.


Банковские реквизиты


Статья: Типичные ошибки при оформлении первичных документов (Пророкова Н.) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2011, N 35) {КонсультантПлюс}


"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2011, N 35


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ


При расчете с контрагентами после перечисления денежных средств у другой стороны договора возникает обязанность по отгрузке продукции (товаров, работ, услуг) и оформлению документов, которые служат экономическим оправданием и подтверждением совершенных организацией расходов. При этом особое внимание должно уделяться правилам оформления первичных документов.

Рутинная, казалось бы, операция принятия расходных документов к учету может привести к неоднозначным ситуациям.

Несмотря на имеющееся множество инструкций и указаний по заполнению первичных документов, постоянно возникают различные трудности.

Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые при заполнении товарной накладной N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Эта накладная является унифицированной формой первичного документа, являющегося основанием для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у сдающей стороны и оприходования ТМЦ у принимающей стороны. Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Приказ N 34н).


Указание полных реквизитов


Если адрес грузополучателя и плательщика не совпадает, нередкой ошибкой является указание адреса доставки в обеих графах, тогда как правильным является указание в графе "Плательщик" юридического адреса, а в графе "Грузополучатель" - фактического адреса доставки товара.

Не всегда из-за экономии времени заполняются данные о банковских реквизитах контрагентов.

В п. 13 Приказа N 34н перечислены обязательные реквизиты, которые должны содержать первичные учетные документы. При этом необходимо обратить особое внимание на положение абз. 2 п. 13 данного Приказа, согласно которому первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, и утверждены организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абз. 1 настоящего пункта.

В НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, а расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, т.е. затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, составленными по обычаям делового оборота (применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы).

По формальным основаниям при незаполнении каких-либо реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (в частности, ИНН, КПП, банковских реквизитов грузоотправителя и грузополучателя в товарной накладной по форме N ТОРГ-12), документ не будет считаться правильно оформленным.

Как показывает судебная практика (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2010 по делу N А33-22358/2009, от 24.09.2010 по делу N А19-28836/09), незаполнение банковских реквизитов грузоотправителя и грузополучателя не свидетельствует об отсутствии факта совершения соответствующей операции. Вместе с тем отсутствие указанных реквизитов может стать причиной для судебного спора с налоговыми органами, которые посчитают это достаточным основанием для отказа в возмещении НДС.

Поэтому самый простой способ избежать возможных разногласий с налоговым органом - полное и корректное заполнение всех реквизитов товарной накладной.


Подпись неустановленного лица


Примерами некорректного оформления первичных документов могут служить несоответствие подписи уполномоченного лица расшифровке или отсутствие расшифровки, а также подписание первичных документов неустановленным лицом или использование факсимильной подписи. Это нарушение может выглядеть по-разному, но последствия всегда имеет неприятные.

Одним из обязательных для наличия и заполнения реквизитов, обусловленных законодательством, является наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники). Требование на первый взгляд всем понятное и простое, но условием его надлежащего исполнения является жесткий контроль за поступающей документацией, так как не все контрагенты добросовестно относятся к заполнению реквизитов первичных документов.

Бывает, что в организациях с большим документооборотом генеральный директор и главный бухгалтер физически не могут подписывать отгрузочные документы и издают приказ (доверенность), по которому право подписи этих документов делегируется другим лицам (кладовщикам, менеджерам и т.п.). Они же, подписывая накладные, не указывают номер доверенности (приказа), дающий полномочия на подписание документов, а также не делают расшифровку своей подписи, зачастую оставляя незаполненным вбитые в печатную форму Ф.И.О. генерального директора и (или) главного бухгалтера. Это и называется подписью неустановленного лица: если расшифровки в документах стоят разные, а подпись одна и та же.

Иногда на накладных вместо оригинальной подписи шариковой ручкой ставят факсимиле генерального директора (главного бухгалтера) и считают документ оформленным. В Определении ВАС РФ от 07.02.2008 N 653/08 отмечено, что накладная является первичным учетным документом, который составляется по установленной форме и должен содержать обязательные реквизиты, в том числе личные подписи лиц, ответственных за проведение хозяйственных операций. Рассматривая спор по делу, нижестоящий суд указал, что истцом не представлено письменного соглашения сторон об использовании при совершении сделок, в том числе оформлении товарных накладных, факсимильного воспроизведения подписи. Кроме того, законом и иными правовыми актами не предусмотрена возможность использования факсимиле на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия. К таким документам в том числе относятся и товарные накладные по форме N ТОРГ-12, поскольку они являются первичной учетной документацией по учету торговых операций (Постановление ФАС Центрального округа от 09.10.2007 по делу N А09-8896/06-4).

Судебная практика неоднозначна: в некоторых случаях суд подтверждает правомерность принятия сумм по товарной накладной на расходы при отсутствии расшифровки подписи уполномоченного лица, но есть и случаи отказа в налоговом вычете со ссылкой на то, что документ подписан неустановленным лицом. В каждой конкретной ситуации руководитель должен на свой страх и риск принимать решение о включении сумм в расходы по оформленным таким образом накладным. Проще и безопаснее, однако, попросить контрагента поставить расшифровку подписи. Если подписавшее накладную лицо не является руководителем организации, указать документ (доверенность, приказ), по которому право подписи имеет данный сотрудник.

Рассмотрев некоторые аспекты оформления первичных документов и обратив внимание на наиболее распространенные ошибки, приведем простые правила оценки первичного документа на предмет правильности оформления, ведь не всегда "первичку" принимает опытный бухгалтер:

  1. проверить соответствие указанных в накладной номенклатуры и количества товара реально полученным;
  2. убедиться в наличии печати и подписей - если в расшифровках стоят разные фамилии, а подпись в обоих случаях одна - это, скорее всего, подпись доверенного лица, но без указания приказа или доверенности она может быть рассмотрена как подпись неустановленного лица и накладная будет признана недействительной. Помнить, что не допускаются факсимиле подписей;
  3. проверить полноту реквизитов грузополучателя, грузоотправителя, поставщика и плательщика, в том числе банковских. В случае если адрес доставки отличается от адреса плательщика, в графе "Плательщик" должен быть указан юридический адрес организации, а в графе "Грузополучатель" - фактический адрес доставки.

Своевременно и правильно оформленные первичные документы могут существенно снизить риски претензий со стороны налоговой инспекции.


Н.Пророкова

Аудитор

ООО "Финстатус"


Печать


Статья: Печати - дело тонкое (Огудин И.) ("Бухгалтерия и банки", 2011, N 8) {КонсультантПлюс}


"Бухгалтерия и банки", 2011, N 8


ПЕЧАТИ - ДЕЛО ТОНКОЕ


Все юридические лица, казалось бы, должны иметь в наличии печать. Однако ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не обязывают их к этому. Но такое требование все же предусмотрено нормами специальных Законов:

  • для акционерных обществ - п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
  • для обществ с ограниченной ответственностью - п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
  • для унитарных предприятий - п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
  • для некоммерческих организаций - ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
  • для жилищных накопительных кооперативов - п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".

При этом указанные юридические лица вправе иметь штампы со своим наименованием.

Как видим, об обязательности наличия печати на законодательном уровне не упоминается в отношении обществ с дополнительной ответственностью и товариществ.


Использование печати...


ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст) предусматривает оттиск печати в перечне реквизитов документа. Именно оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на других документах, предусматривающих заверение подлинной подписи (п. 3.25).

Возможно, это и сподвигло к мнению, что прямое и чуть ли не единственное предназначение печати - заверять подписи на документах, причем на всех.

Организация во время своей деятельности выпускает массу документов. И добрую часть из них составляют договоры. Поэтому вопрос наличия (или отсутствия) на них печати - один из насущных для бухгалтерской службы.


...на договорах - по желанию


Гражданское законодательство не требует обязательного наличия печати на договорах. При оформлении сделок скрепление договоров печатью считается лишь дополнительным требованием (п. 1 ст. 160 ГК). Если в законодательстве РФ или в самом договоре такого указания нет, то скреплять договор печатями нет необходимости. Вполне достаточно в этом случае простого его подписания обеими сторонами.

С этим соглашаются и судьи. В Постановлении ФАС Московского округа от 05.03.2008 N КГ-А40/862-08 они констатировали, что наличие печати, в соответствии с ГК РФ, не является обязательным реквизитом при заключении сторонами договора. Поэтому наличие или отсутствие на договоре печати не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной. В Постановлении же от 11.05.2006, 18.05.2006 N КГ-А40/3670-06 они уточнили, что печать не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной, если договор подписан уполномоченным руководителем юридического лица. Статья 153 ГК РФ, на которую ссылается заявитель жалобы, не содержит такого обязательного условия действительности сделки, как наличие печати.

Судьи ФАС Северо-Западного округа в ряде своих Постановлений отклонили довод истца о незаключении договора в связи с отсутствием печати:

  • стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, а отсутствие в нем печати арендатора не является основанием для признания договора незаключенным (Постановление от 24.03.2009 по делу N А52-3612/2008);
  • договор об ипотеке подписан уполномоченными лицами, удостоверен нотариусом, прошел государственную регистрацию, а Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не устанавливает обязанности проставления печати (Постановление от 16.10.2009 по делу N А21-9765/2008);
  • печать на договоре поставки на условиях коммерческого кредита не является обязательным атрибутом (Постановление от 10.01.2008 по делу N А56-37116/2006).

В ГК РФ закрепляется, что законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенного вида, скрепление печатью и т.п.), и оговариваться последствия несоблюдения этих требований. Следовательно, в определенных случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами или самими сторонами в договоре, обязательным реквизитом последнего наряду с подписью уполномоченного лица становится и печать.

В обязательном порядке следует применять печать для оформления двойного складского свидетельства и в том случае, если предмет залога остается у залогодателя (ст. ст. 338 и 913 ГК РФ).

Отсутствие же печати на договоре, в текст которого включено положение о том, что договор и изменения к нему должны быть скреплены печатями сторон договора, может повлечь:

  • признание письменной формы сделки несоблюденной. А значит, стороны не смогут ссылаться при спорах на свидетельские показания (п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 434 ГК РФ);
  • признание договора недействительным, если такое последствие прямо указано в договоре (п. 2 ст. 162 ГК РФ).


И.Огудин


Использование факсимиле


Статья: Какие документы можно подписывать, используя факсимиле ("Главная книга", 2009, Специальный выпуск) {КонсультантПлюс}


"Главная книга", 2009, Специальный выпуск


КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ПОДПИСЫВАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ФАКСИМИЛЕ


К сведению

Журнал "Главная книга. Конференц-зал", 2008, N 4, с. 89 - 90, 112 - 114, 118 - 119, "Организация договорной работы в компании".


Вы или ваш контрагент можете подписать договор и связанные с его исполнением документы (накладные, акты и т.п.) с использованием факсимиле, только если это прямо установлено <1>:

  • соглашением с контрагентом. Причем само это соглашение должно быть подписано собственноручно <2>;
  • нормативно-правовым актом (в настоящее время таких нет).

Если документы подписаны с использованием факсимиле, но без соответствующего соглашения сторон, то при возникновении спора с контрагентом:

  • договор может быть признан недействительным <3>. В результате суд может отказать в удовлетворении требований, вытекающих из такого договора <4>;
  • иные документы, оформленные в связи с исполнением договора, не будут приниматься судом в качестве доказательств <5>.

Помните, что нельзя подписывать с использованием факсимиле:

  • доверенности <6>;
  • документы, необходимость оформления которых вытекает из публичных правоотношений, в частности налоговых. Если с использованием факсимиле будет подписан, например, счет-фактура, то в вычете НДС покупателю откажут <7>. Высоки риски и с первичными документами, на основании которых ведется налоговый учет, - вам могут отказать в признании расходов, подтвержденных документами, подписанными с использованием факсимиле. Хоть это и можно оспорить <8>, но не всегда <9>.

Поэтому если вы все же получили документы, подписанные с использованием факсимиле, то во избежание возможных проблем требуйте от контрагента представления документов, подписанных собственноручно.


"ЭЖ-Юрист", 2011, N 38


Порядок оформления протоколов разногласий


Статья: Правовое значение протоколов о намерениях, предварительных договоров и протоколов разногласий (Яковлева О.А.) ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2008, N 6) {КонсультантПлюс}


"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2008, N 6


ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ О НАМЕРЕНИЯХ,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ И ПРОТОКОЛОВ РАЗНОГЛАСИЙ


Лишь в теории заключить договор просто: оферта, акцепт, подписи - и дело сделано. На практике, как правило, заключению любого договора предшествует долгая и кропотливая работа: переговоры между сторонами, многочисленные проекты, длительная процедура согласования всех условий. Не всегда этот процесс проходит гладко. Иногда на разработку договорной схемы уходят недели и даже месяцы. В течение этого периода рождаются промежуточные варианты текста договора в целом или отдельных его позиций, формируются договоренности между сторонами. В тех случаях, когда договор еще не заключен и ни у одной из сторон нет гарантий, что согласованные условия найдут свое отражение в его конечной редакции, особое значение приобретает письменная фиксация сторонами положений, по которым они договорились.


Разногласия - в протокол


В процессе согласования условий договора, когда уже имеются технические, организационные, финансовые, правовые и иные предпосылки для его заключения, между сторонами зачастую возникают разногласия. Они могут носить как правовой, так и коммерческий характер. Споры между сторонами могут касаться вопросов, в какой редакции изложить условия заключаемого договора, какими терминами при этом пользоваться, в чью пользу предусматривать какие-либо последствия, как соблюсти баланс интересов сторон.

Гражданским кодексом РФ прямо предусмотрена процедура согласования возникших разногласий только применительно к договору поставки (ст. 507 ГК РФ). Представляется, что такая процедура может использоваться на практике при урегулировании разногласий, возникающих при заключении любого договора, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Целесообразность составления и подписания протокола разногласий вместо исправления текста самого договора должна быть определена сторонами исходя из всей совокупности конкретных обстоятельств.

С юридической точки зрения не имеет значения, согласуют ли стороны окончательную редакцию договора, учтя в ней все предложенные изменения, либо подпишут к первоначальному варианту договора протокол разногласий. Однако с практической точки зрения предпочтительнее не разделять условия договора на несколько документов. Для обеих сторон, их партнеров, контрагентов, проверяющих и контролирующих органов удобнее, когда все условия договора изложены в одном документе.

Как показывает опыт, предприниматели не всегда точно знают, как правильно назвать документ, подписываемый в результате согласования разногласий, возникающих в ходе подготовки договора к заключению. Встречаются прецеденты, когда в результате согласования условий договора стороны подписывают не протокол разногласий, а дополнительное соглашение или приложение к договору. Эта практика не соответствует законодательству, и вот почему.

Приложения к договору представляют собой неотъемлемую его часть. Они оформляются для того, чтобы не перегружать договор техническими подробностями. Например, по договору поставляется тысяча наименований товаров. У каждого из этих товаров свои индивидуализирующие характеристики, цена, требования к качеству и т.п. Такие подробности лучше выносить в приложения, а в договоре для облегчения восприятия устанавливать лишь условия, которые являются общими для всех видов поставляемых товаров. Другой пример. По договору подряда подлежит изготовлению сложное производственное оборудование. В качестве приложений к договору в этом случае могут оформляться спецификации, инструкции, многостраничные и крупномасштабные чертежи.

Дополнительные соглашения оформляют только к подписанному, т.е. уже заключенному договору. Необходимость в таких соглашениях возникает, если в процессе исполнения договора изменились какие-либо его условия или между сторонами достигнуты новые договоренности. В ходе первоначального согласования условий договора, предшествующего его заключению, дополнительные соглашения подписываться не должны, поскольку договора еще не существует. Все достигнутые сторонами договоренности в этом случае отражаются в самом тексте договора. Так что в составлении дополнительных соглашений нет необходимости.

Подписывая договор с протоколом разногласий, надо помнить о важном формальном моменте. В данной ситуации необходимо одновременно подписывать и договор, и протокол разногласий. В договоре при этом следует обязательно сделать отметку о том, что он подписывается с протоколом разногласий. Такая отметка ставится на последней странице подписываемого договора перед подписью уполномоченного лица стороны, представившей свои разногласия в виде протокола.

В отношении порядка согласования разногласий ГК РФ предусмотрено следующее правило. Сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны вместо подписанного договора в первоначальной редакции предложение о согласовании его условий (протокол разногласий), должна принять меры по согласованию соответствующих условий либо письменно уведомить другую сторону об отказе от заключения договора. Указанные действия нужно предпринять в течение 30 дней со дня получения протокола, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами. В противном случае сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования его условий.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" указано следующее. Разрешая споры о возмещении убытков, вызванных уклонением от согласования условий договора поставки, суды должны учитывать, что такими убытками могут быть признаны, к примеру, расходы стороны, направившей извещение о согласии заключить договор с предложением о согласовании его условий (акцепт на иных условиях), если они связаны с подготовкой и организацией исполнения данного договора, предпринятыми по истечении 30-дневного срока со дня получения лицом, направлявшим оферту, акцепта на иных условиях.

По прошествии предусмотренного законодательством или соглашением сторон срока сторона, направившая протокол разногласий (он и является в данном случае акцептом на иных условиях) и не получившая на него никакого ответа, может исходить из того, что договор будет заключен на предложенных ею условиях. Она вправе совершать необходимые, с ее точки зрения, подготовительные действия, направленные на исполнение договора на указанных условиях. Если же эта сторона получит отказ от заключения договора за пределами названного срока, она сможет потребовать возмещения убытков в составе подготовительных расходов, произведенных за пределами установленного срока на согласование условий договора.

Относительно формы протокола разногласий законодательством никаких требований не установлено. Реквизиты, перечень включаемых в протокол сведений, его форма - все это определяется по усмотрению сторон и по соглашению между ними. Из практических соображений предпочтительнее тот вариант, который позволяет прежде всего точно идентифицировать договор, разногласия по которому согласовываются. Для этого в протоколе должны быть обязательно указаны номер договора, его дата, наименования и необходимые реквизиты его сторон. Также следует указать должностных лиц, уполномоченных на подписание договора и протокола разногласий, реквизиты документов, удостоверяющих их полномочия. В протоколе разногласий обязательно должны приводиться номера и содержание пунктов первоначальной редакции договора, а также подлежащая согласованию измененная формулировка соответствующих условий. Любой протокол должен содержать дату и время его совершения, а также подписи лиц, уполномоченных на подписание договора и протокола разногласий.

В заключение отметим, что в силу действующего в гражданском обороте принципа свободы договора стороны вправе заключать любые договоры, как прямо предусмотренные действующим законодательством, так и не предусмотренные им, но не противоречащие ему. Условия, включаемые в заключаемые договоры контрагентами, определяются по их усмотрению и должны лишь соответствовать императивным нормам законодательства. Вопросы о том, в каком порядке согласовывались такие условия и как они фиксировались до того, как были включены в состав договора, роли не играют. Но не следует умалять значение протоколов о намерениях, протоколов об итогах переговоров и прочих подобных документов. С помощью толкования включенных в такие документы положений возможно установить действительную волю сторон, когда какое-либо условие не нашло отражения в окончательной редакции договора.


О.А.Яковлева

Ведущий юрист

ООО "Юридическая Бизнес Коллегия"

г. Санкт-Петербург