Особые вопросы работы руководителя службы охраны труда (инженера (специалиста по охране труда)

Организационно-методическое руководство работой по охране труда в подразделениях предприятия


гл. 18, "Настольная книга руководителя службы охраны труда. Практическое пособие" (Михайлов Ю.М.) ("Альфа-Пресс", 2009) {КонсультантПлюс}


Особое место в повседневной деятельности руководителя службы охраны труда (инженера (специалиста) по охране труда) занимает организационно-методическое руководство работой по охране труда в подразделениях предприятия. Основные составляющие этой работы представлены на рис. 18.1.


--------------------------------

<1> Списков работников, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры (обследования), а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда и др.

<2> С последующей выработкой рекомендаций, направленных на совершенствование условий труда и доведение этих рекомендаций до сведения начальников соответствующих подразделений.

<3> В частности, регламентов проведения инструктажей, стандартов безопасности при выполнении отдельных видов работ и т.п.


Рассмотрим подробнее содержание работы руководителя службы (инженера (специалиста)) по наиболее важным направлениям организационно-методического руководства.

Прежде всего остановимся на вопросах помощи в составлении (уточнении) списков работников предприятия, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры (обследования), а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам должны предоставляться компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда.

При формировании (уточнении) списков работников, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры (освидетельствования), следует руководствоваться соответствующими положениями ТК РФ, иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права, предписывающих проведение медицинских осмотров (обследований) в отношении конкретных категорий работников. Кроме того, учитывается содержание перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) <4>.

--------------------------------

<4> Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83. Этим же Приказом определен и Порядок проведения осмотров (обследований).


При формировании (уточнении) списков работников, которым должны предоставляться компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда, следует руководствоваться соответствующими положениями федерального законодательства, нормативными актами Правительства РФ. Так, при определении персонального состава работников, имеющих право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, следует руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день <5>.

--------------------------------

<5> Утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.


Аналогичным образом определяется персональный состав работников, имеющих право на получение бесплатного лечебно-профилактического питания <1>, и т.п. На основе сведений о персональном составе работников, имеющих (по тем или иным основаниям, см. выше) право на предоставление компенсаций и льгот, формируются сводные списки.

--------------------------------

<1> См.: Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, Рационы лечебно-профилактического питания, Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания. Утв. Постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. N 14.


Следующее направление работы - разработка (уточнение) инструкций работников предприятия по охране труда. Общий порядок разработки инструкций по охране труда определен соответствующими Методическими рекомендациями <2>. Инструкция по охране труда для работника (категории работников) разрабатывается исходя из его должности, профессии (вида порученной работы (трудовой функции)), с учетом конкретных условий ее выполнения. В качестве основы для разработки ее содержания, как правило, используется соответствующая типовая межотраслевая (отраслевая) инструкция. В отсутствие типового документа содержание инструкции основывается на:

  • описании требований безопасности, содержащемся в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителя (поставщика) оборудования;
  • описании требований безопасности, содержащемся в технологической документации организации (с учетом конкретных условий производства).

--------------------------------

<2> Утв. Минтрудом России 13 мая 2004 г.


Оформление инструкции производится на бланке предприятия. Введение в действие новой (или уточненной, см. далее) инструкции по охране труда производится с учетом мнения выборного представительного органа работников либо по согласованию с ним.


--------------------------------

<1> Либо реквизиты документа с выражением мнения выборного представительного органа - например, протокола заседания и т.п.

<2> Иного должностного лица, уполномоченного утверждать инструкцию по охране труда - например, заместителя директора по управлению производством (главного инженера) и т.п.

<3> Может фиксироваться в специальном журнале (книге ознакомления работников с локальными актами предприятия). 

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств (участков работы) допускается разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования в период его испытаний, опытной эксплуатации и т.п.

После приемки указанных производств (и соответствующего оборудования) в обычную (штатную) эксплуатацию временные инструкции подлежат уточнению. В дальнейшем уточнение (в необходимых случаях - переработка) инструкций по охране труда проводится, как правило, не реже одного раза в пять лет. Решение о досрочной замене инструкций по охране труда новыми принимается руководителем службы охраны труда (инженером (специалистом) по охране труда):

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и (или) технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации (органов федеральной инспекции труда).

Продление срока действия инструкции по охране труда без внесения в нее изменений допускается, если в течение периода ее действия условия труда работника не изменились. Ознакомление работника (работников соответствующей категории) с инструкцией по охране труда производится под роспись:

  • при поступлении на работу (переводе на новое место работы внутри предприятия);
  • при проведении инструктажей по охране труда;
  • при проведении занятий по профессиональной подготовке;
  • при проведении переподготовки (повышении квалификации);
  • по предписанию уполномоченного должностного лица (органа).

Контрольные экземпляры инструкций по охране труда хранятся в делопроизводстве предприятия. Рабочие экземпляры выдаются руководителям соответствующих подразделений, в том числе для размещения на стендах, билбордах и т.п., - как правило, непосредственно на рабочих местах или вблизи них. Руководитель подразделения организует учет инструкций. Их инструкций во временное пользование (для изучения) производится под роспись в журнале (книге) учета (рис. 18.4 <1>).

--------------------------------

<1> Соответствует Приложению N 2 к Методическим рекомендациям от 13 мая 2004 г.


Изучение условий труда на рабочих местах ведется руководителем службы охраны труда (инженером (специалистом) по охране труда):

  • при плановых посещениях (обходах) подразделений;
  • при комплексных проверках деятельности подразделений;
  • при проведении аттестации рабочих мест;
  • при возникновении нештатных ситуаций - для предотвращения аварий или устранения их последствий.

Изучение условий труда на рабочих местах проводится для:

  • обеспечения разработки и внедрения новых (перспективных) средств охраны труда;
  • подготовки данных для разработки нормативно-методических и нормативно-технических актов по вопросам охраны труда;
  • получения (уточнения) данных о потребности подразделения в штатных (существующих в качестве серийных изделий) средствах охраны труда;
  • документирования результатов аттестации рабочих мест.

Результаты изучения фиксируются в рабочей тетради, журналах проверок, актах, иной документации по охране труда. На основе этой информации руководителем службы (инженером (специалистом)) формируются предложения, направленные на совершенствование охраны труда соответствующих подразделений, готовятся и представляются на рассмотрение руководства предприятия проекты распоряжений по вопросам охраны труда. При выявлении повторных фактов нарушения требований охраны труда в подразделениях начальник службы охраны труда (инженер (специалист) по охране труда) вправе выдать руководителю соответствующего подразделения предписание. Пример предписания представлен на рис. 18.5 <1>.

--------------------------------

<1> Соответствует Приложению к Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.


Проверка состояния охраны труда в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ответственность за нарушение требований охраны труда


гл. 19, "Настольная книга руководителя службы охраны труда. Практическое пособие" (Михайлов Ю.М.) ("Альфа-Пресс", 2009) {КонсультантПлюс}


Состояние охраны труда на предприятии подлежит периодическим проверкам уполномоченными органами власти (управления). Начиная с 1 июля 2009 г. такие проверки должны проводиться с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предметом проверки (в контексте данного пособия) является соблюдение предприятием в процессе осуществления деятельности обязательных требований охраны труда. Такие проверки могут носить как плановый, так и внеплановый характер.

Плановые проверки разрешается проводить не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В плане указываются <1>:

  • наименования предприятий, деятельность которых (в области охраны труда) подлежит плановым проверкам;
  • цель и основание проведения плановой проверки;
  • дата и сроки проведения плановой проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.

--------------------------------

<1> Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации предприятия либо со дня окончания проведения его последней плановой проверки. Однако в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года <1>. О проведении плановой проверки предприятие (его руководитель) уведомляется органом государственного контроля (надзора) (органом муниципального контроля) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа о начале проведения плановой проверки. Уведомление направляется предприятию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

--------------------------------

<1> Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.


Основанием для проведения внеплановой проверки, как правило, является:

  • истечение срока исполнения предприятием ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований охраны труда;
  • поступление в органы государственного контроля (надзора) либо органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а равно и информации от органов государственной власти (местного самоуправления) либо от средств массовой информации о нарушениях требований охраны труда и возникновении в этой связи угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах предприятия:

  • устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности;
  • используемых при осуществлении деятельности предприятия в области охраны труда и связанных с исполнением обязательных требований охраны труда, а также с исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля по вопросам охраны труда.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) (органа муниципального контроля). В процессе проведения документарной проверки должностными лицами уполномоченного органа в первую очередь рассматриваются документы предприятия, имеющиеся в их распоряжении. Кроме указанных документов, рассматриваются:

  • акты предыдущих проверок предприятия по вопросам охраны труда;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях предприятием требований охраны труда;
  • иные документы о результатах, осуществленных в отношении предприятия мер контроля (надзора).

Если достоверность сведений, содержащихся в имеющихся документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предприятием обязательных требований охраны труда, то уполномоченный орган направляют в адрес предприятия мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении проверки.

Предприятие обязано направить в адрес уполномоченного органа требуемые документы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. Документы предоставляются в копиях, удостоверенных печатью предприятия и подписью его руководителя <1>.

--------------------------------

<1> Документы заверяются нотариально в случаях, предусмотренных законодательством.


Если в ходе документарной проверки в представленных предприятием документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся в распоряжении уполномоченного органа, то в адрес предприятия направляется уведомление с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Вместе с пояснениями предприятие вправе направить в уполномоченный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных сведений (документов).

При выявлении в ходе документарной проверки признаков нарушения предприятием обязательных требований охраны труда должностные лица органа государственного (муниципального) контроля (надзора) вправе произвести выездную проверку. Такая проверка проводится по месту нахождения предприятия и (или) по месту фактического осуществления им своей деятельности, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах предприятия;
  • оценить соответствие деятельности предприятия обязательным требованиям охраны труда без проведения соответствующего (дополнительного) мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного (муниципального) контроля (надзора) и обязательного ознакомления руководителя (иного уполномоченного должностного лица) предприятия с:

  • приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) указанного органа о назначении соответствующей выездной проверки;
  • полномочиями проводящих выездную проверку лиц ;
  • целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;
  • видами и объемом мероприятий по контролю;
  • составом экспертов (представителями экспертных организаций), привлекаемых к выездной проверке;
  • сроками и условиями проведения проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Со своей стороны руководитель (иное уполномоченное должностное лицо) предприятия обязан предоставить должностным лицам органа государственного (муниципального) контроля (надзора), проводящим выездную проверку:

  • возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки <1>;
  • доступ на используемые предприятием при осуществлении деятельности территории (здания, строения, помещения и пр.).

--------------------------------

<1> В том числе и в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.


--------------------------------

<2> Типовая форма приказа (распоряжения) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на проведение проверок в соответствующей области деятельности.


--------------------------------

<3> Проводить проверочные мероприятия вправе только лица, указанные в приказе (распоряжении).


Заверенные печатью копии приказа (распоряжения) вручаются под роспись руководителю (иному уполномоченному должностному лицу) предприятия одновременно с предъявлением служебных удостоверений (см. выше). По требованию подлежащих проверке лиц лица, производящие проверку, обязаны предоставить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий <1>.

--------------------------------

<1> Кроме того, по просьбе руководителя (иного уполномоченного должностного лица) предприятия должностные лица органа государственного (муниципального) контроля (надзора) обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения проверочных мероприятий.


В отношении порядка проведения проверок действуют определенные ограничения. По результатам проверки должностными лицами органа государственного (муниципального) контроля (надзора) составляется акт.

--------------------------------

<2> Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.


К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения работников предприятия, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований охраны труда, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (их копии). Второй экземпляр акта вручается руководителю (иному уполномоченному должностному лицу) предприятия под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки <1>. Если до составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных расследований, экспертиз, то подготовка документа завершается в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверочных мероприятий.

--------------------------------

Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие охраняемую законом тайну, оформляются (и в дальнейшем обрабатываются) с соблюдением требований, предусмотренных в отношении таких сведений законодательством. Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета. При отсутствии на предприятии журнала учета проверок в акте проверки об этом делается соответствующая запись.

--------------------------------

<1> Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью предприятия.


При выявлении в ходе проверки нарушений обязательных требований охраны труда лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, обязаны:

  1. выдать руководителю предприятия предписание об устранении выявленных нарушений (с указанием сроков устранения);
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Руководитель (иное уполномоченное должностное лицо) предприятия, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений охраны труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений <1>.

--------------------------------

<1> К возражению могут быть приложены документы, подтверждающие его обоснованность.


За нарушение законодательства о труде и об охране труда должностные лица предприятия несут административную ответственность, а также ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом, локальными нормативными актами предприятия. Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа (ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Отметим также, что в соответствии с ТК РФ работник, допустивший установленное комиссией по охране труда (уполномоченным по охране труда) нарушение требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий, подлежит увольнению (пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)


Совершенствование охраны труда


гл. 20, "Настольная книга руководителя службы охраны труда. Практическое пособие" (Михайлов Ю.М.) ("Альфа-Пресс", 2009) {КонсультантПлюс}


В заключительной главе пособия рассмотрим комплекс вопросов, касающихся совершенствования охраны труда на предприятиях. Организация работы в данном направлении возлагается на руководителя предприятия, а ее непосредственное ведение - на руководителя службы охраны труда (инженера (специалиста) по охране труда).

--------------------------------

<1> Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586.


Кроме того, в качестве самостоятельной задачи следует упомянуть о реорганизации традиционной системы управления охраной труда, ориентированной на реагирование на страховые случаи "post factum", в систему комплексного управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В области совершенствования нормативно-правовой базы предполагается внесение изменений прежде всего в ТК РФ - в частности, введением в его терминологический аппарат понятий "профессиональный риск" и "управление профессиональным риском", а также установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками.

Одновременно планируется внести соответствующие изменения в КоАП РФ и в Уголовный кодекс РФ в целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда. Кроме того, с целью повышения эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда предполагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Эти изменения должны обеспечить введение механизма гибкой дифференциации страховых взносов, в том числе стимулирования страхователей при отсутствии несчастных случаев на производстве. Предстоит подготовить и новые нормативные правовые акты, направленные на:

  1. совершенствование системы определения страховых тарифов и методики установления скидок и надбавок к ним, обеспечивающих их дифференциацию в зависимости от показателей состояния условий и охраны труда;
  2. последовательный переход от списочного определения показателей профессионального риска для организаций в зависимости от вида экономической деятельности к определению уровня профессионального риска в зависимости от состояния условий и охраны труда в организациях;
  3. усовершенствование системы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников с целью облегчения ее использования организациями малого и среднего бизнеса.

Все это по замыслу разработчиков Программы будет способствовать созданию механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Отметим также, что в связи с отменой Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" необходимо принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений новой редакции ТК РФ, направленных на совершенствование:

  • государственной экспертизы условий труда;
  • аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • модернизации государственных нормативных требований охраны труда.

Последнее предусматривает последовательный пересмотр имеющихся правил и инструкций по охране труда, а также стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством.

В области создания и обеспечения действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте планируется модернизировать основу системы управления профессиональными рисками. С этой целью предполагается усовершенствовать:

  • оценку условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оценку состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • профилактику профессиональных заболеваний работников.

Кроме того, за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования РФ, намечается реализовывать комплекс мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов, а также сформировать систему общероссийского мониторинга условий и охраны труда, включающего результаты оценки условий труда с персонификацией данных и результаты специализированных медицинских обследований работников.

В области информирования, консультирования и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда предполагается создание сети консультационных пунктов государственных инспекций труда (в субъектах РФ), функционирующей на основе передовых информационных технологий. В качестве приоритетных направлений данной работы рассматриваются массовая пропаганда безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации, развитие культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.

В области совершенствования специализированных медицинских обследований работников, создания системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний в качестве основной задачи обозначено создание нормативно-правовой базы для последующей организации системы центров медицины труда и профпатологии.