"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 9

 

Статья: Должная осмотрительность при выборе поставщика (Федорова Д.И.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 9) {КонсультантПлюс}

Самой распространенной схемой уклонения от налогообложения на этапе продвижения товара является создание так называемых фирм-однодневок. В связи с этим налоговые органы предписывают предприятиям уделять особое внимание вопросу проявления осмотрительности и осторожности на этапе заключения договоров.

 

Прошла налоговая проверка - анализируем результаты

 

В настоящее время налоговые органы при проведении выездных налоговых проверок устанавливают факты, свидетельствующие о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента для поставки товаров либо выполнения работ, а также о том, что фактически поставки товаров не производились либо работы не выполнялись. Основные аргументы у налоговых органов следующие:

- поставщик по заявленному адресу отсутствует. Данный вывод налоговым органом сделан на основании запроса, отправленного по указанному поставщиком адресу, ответ на который получен не был, а также в результате выезда работника налогового органа по этому адресу. В итоге местонахождение поставщика не установлено;

- договор и счета-фактуры подписаны не руководителем поставщика, указанным в учредительных документах. Данный вывод сделан на основании запроса образцов подписи лица, заявленного в первичных документах в качестве руководителя, проведения почерковедческой экспертизы;

- у поставщика нет необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений. Вывод сделан на основании бухгалтерского баланса и сведений о доходах физических лиц, представленных поставщиком в налоговые органы;

- в декларациях по налогу на прибыль и НДС у поставщика товаров начисленные суммы НДС и налога на прибыль минимальны. Вывод сделан на основании представленных поставщиком в налоговый орган деклараций по налогу на прибыль и НДС.

В результате заключения договоров с недобросовестными поставщиками у налогоплательщика-покупателя создаются неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях, в частности отказ в праве на налоговый вычет НДС, на включение затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Каких поставщиков налогоплательщику следует проверить в первую очередь? Критерием для проведения проверки могут быть:

- цена сделки;

- известность продавца (не стоит проверять поставщиков коммунальных услуг или контрагента, с которым предприятие работает много лет; поставщика товаров, счета-фактуры которого проверялись налоговыми органами на предмет правомерности вычета НДС);

- наименование приобретаемых товаров, услуг (судя по арбитражной практике, сомнения о добросовестности поставщика возникают у налоговых органов в части поставщиков, занимающихся торговлей лесом, металлом, перевозками, выполняющих субподрядные работы, ремонт, оказывающих посреднические услуги).

 

Что рекомендуют налоговые органы?

 

Согласно разъяснениям, приведенным в Письмах Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84, с целью проявления должной осмотрительности, осторожности при выборе поставщика, а также подтверждения добросовестности контрагента целесообразно обратиться к последнему с просьбой представить следующие данные:

- заверенные печатью организации и подписью ее руководителя копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера поставщика;

- выписка из ЕГРЮЛ на дату, близкую к дате совершения сделки;

- доверенность на уполномоченное лицо, заверенная печатью поставщика и подписью его руководителя, если оформление документов со стороны контрагента происходит не лично руководителем;

- информация о том, не привлекался ли поставщик к налоговой или административной ответственности.

 

От редакции. В вышеназванном Письме ФНС отмечается: систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. В Письме чиновники ссылаются на критерий 12, утвержденный Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@, содержащий перечень признаков и иных дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика, а именно:

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента либо представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих их личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах) о других участниках рынка (в том числе производителях идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам);

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС - www.nalog.ru).

Наличие таких признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с этим контрагентом, - как сомнительных. Дополнительно повышает риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ либо оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет.

 

К сведению. Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

 

Д.И.Федорова

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"