"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, N 2

 

Статья: Эти вечные фирмы-"однодневки"... (Орлова О.Е.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, N 2) {КонсультантПлюс}

Что такое фирма-"однодневка"?

 

Как таковое понятие "фирма-"однодневка" в законодательстве не закреплено, тем не менее им широко пользуются государственные надзорные органы и суды. Под "фирмой-"однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

По мнению налоговой службы, умышленное использование в хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения.

Суть схемы с участием фирм-"однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Перекладывая налоговое бремя на фирму-"однодневку", организации не только не уплачивают налоги, но и получают экономию в виде наличных средств. Иными словами, не уплаченные в бюджет налоги обращаются в наличные деньги в руках руководителей организаций - недобросовестных налогоплательщиков.

 

Признаки фирмы-"однодневки"

 

Для "сбора" признаков фирмы-"однодневки" обратимся к уже рассмотренным документам.

Наиболее ранним источником, в котором установлены признаки фирмы-"однодневки", стало Письмо N БГ-6-09/1390. В числе основных признаков налоговики указали следующие:

- размер уставного капитала, формируемого имуществом, вносимым учредителем, минимален;

- государственная регистрация осуществляется по недействительным паспортам;

- учредителем является одно лицо (юридическое либо физическое);

- государственная регистрация осуществляется по несуществующему адресу (месту нахождения) юридического лица;

- постоянно действующий исполнительный орган по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица отсутствует;

- отчетность в налоговые органы не представляется.

В Приказе Министерства Финансов N ММ-3-2/467@ мы найдем дополнительные признаки, по которым контрагента организации могут причислить к фирмам-"однодневкам":

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

В Письме Министерства Финансов N 3-7-07/84 наряду с определением фирмы-"однодневки" еще раз повторены признаки подобных организаций.

 

Мониторинг контрагентов

 

Из духа Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и анализа мотивировочной части судебных решений можно сделать вывод, что проведение работы по самостоятельной оценке рисков является доводом в пользу налогоплательщика при рассмотрении споров в суде.

Приказ N ММ-3-06/333@ рекомендует провести ревизию совершенных сделок и текущих договоров на предмет наличия следующих признаков:

а) выступление контрагента, имеющего признаки фирмы-"однодневки", в роли посредника;

б) наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

в) отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

г) приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно осуществляется физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

д) отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

е) выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

ж) существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п. В отношении новых контрагентов, а также тех, в чьей благонадежности вы сомневаетесь, необходимо проводить контроль с помощью сайта налоговой службы. Мониторинг контрагентов можно провести по следующим основаниям:

- адреса массовой регистрации;

- юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

- решения налоговых органов об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;

- прочие изменения, происходящие в юридических лицах, потенциально влекущие риски.


"Однодневка" может быть ближе, чем мы думаем

 

Перейдем к рассмотрению случаев самостоятельной налоговой оптимизации. Широко известен факт, что многие холдинговые структуры построены по принципу не столько хозяйственной необходимости, сколько снижения общего налогового бремени. Имейте в виду, что в этом случае одну или даже несколько ваших фирм могут признать "однодневками", но ситуации бывают разные: например, холдинг вывел на баланс отдельных организаций недвижимое имущество. Собственники имущества сдают его в аренду другим участникам холдинга. Допустим, иных арендодателей, кроме связанных лиц, нет. При этом возникает налоговая экономия: арендодатель платит с доходов налог по ставке 6%, а арендаторы списывают расходы по аренде, имея ставки налогообложения 20 или 15%. Будет ли такая налоговая экономия считаться необоснованной? Пожалуй, нет, поскольку выведение недвижимости на баланс отдельной фирмы является самостоятельной деловой целью (с тем чтобы защитить имущество от рисков, связанных с ведением торговли, производством и другими видами деятельности (более рискованными по сравнению со сдачей имущества в аренду)).

Рассмотрим второй пример. Из состава организации выведен основной персонал. Вновь образованная организация применяет УСНО, что позволяет экономить на взносах с ФОТ. При этом выручка "упрощенца" целиком состоит из перечислений от основной организации. В этом случае никакими иными, кроме налоговой оптимизации, причинами подобную реорганизацию внутри холдинга не обоснуешь. Вывод: фирма организована с целью налоговой оптимизации, не преследует иных производственных целей и обладает признаками фирмы-"однодневки" (даже при наличии большой штатной численности!).

 

Что делать, если были деловые контакты

с фирмами-"однодневками"?

 

Приказ ФНС N ММ-3-06/333@ содержит конкретные рекомендации по исправлению ситуации при обнаружении среди поставщиков фирм-"однодневок". Налоговая служба предлагает провести следующие мероприятия:

- уточнить налоговые декларации за соответствующий период путем исключения сомнительных операций при расчете налоговых обязательств;

- уведомить налоговые органы о мерах, принятых для снижения данных рисков (уточнения налоговых обязательств).

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять пояснительную записку по форме, рекомендованной ФНС России (Приложение 5 к Приказу N ММ-3-06/333@). В тексте пояснительной записки организация признает, что при осуществлении мероприятий по самостоятельной оценке налоговых рисков были обнаружены случаи недостаточной должной осмотрительности. В связи с этим организация просит налоговый орган принять уточненные расчеты и не применять к ней меры в виде внеплановых налоговых проверок.

 

 

 

 

О.Е.Орлова

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"