"Отдел кадров коммерческой организации", 2013, N 1

 

Статья: Новости трудового законодательства (Шадрина Т.В.) ("Отдел кадров коммерческой организации", 2013, N 1) {КонсультантПлюс}

Итак, в конце 2012 г. было принято несколько Федеральных законов: от 03.12.2012 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ); от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Закон N 236-ФЗ).

 

Изменения, внесенные Законом N 234-ФЗ

 

Социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Сторонами такого партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).

Социальное партнерство может осуществляться в различных формах, в частности, одной из таких форм являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению (ст. 27 ТК РФ). Остановимся на соглашении, так как именно с данным документом вводятся новшества.

На основании ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться такие соглашения:

- генеральное (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне);

- межрегиональное (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ);

- региональное (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ);

- отраслевое (межотраслевое) (устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства);

- территориальное (устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);

- иные соглашения - могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 

Содержание и структура соглашения

 

Трудовой кодекс (ст. 46) закрепляет, что содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Однако после внесения изменений законодатель установил исключение из этого правила и обязал стороны социального партнерства включать в соглашение положения о сроке его действия и порядке осуществления контроля за его выполнением.

Кроме этого, ранее в Трудовом кодексе рекомендовалось включать в соглашение взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты и охраны труда, установления режимов труда и отдыха, а также развития социального партнерства. Теперь этот перечень расширен и в соответствии с новой редакцией ст. 46 ТК РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

- оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

- гарантии, компенсации и льготы работникам;

- режимы труда и отдыха;

- занятость, условия высвобождения работников;

- повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;

- условия и охрана труда;

- развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

- дополнительное пенсионное страхование;

- другие вопросы, определенные сторонами.

 

Порядок разработки проекта соглашения

и заключения соглашения

 

На основании ст. 47 ТК РФ проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале таких переговоров, а также предложить формы возможного участия в них. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей их работников. Соглашение подписывают представители сторон.

А что делать, если стороны не смогли прийти к единому мнению по содержанию проекта соглашения? Законодатель новой редакцией ст. 47 ТК РФ ответил на данный вопрос: при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. При этом неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Ничего не поменялось в сроках действия соглашения и лиц, в отношении которых оно действует. Остался прежним и порядок изменения и дополнения соглашения. А вот ст. 50 ТК РФ, регламентирующая регистрацию соглашения, претерпела изменения. В частности, ранее любое соглашение в течение семи дней со дня подписания представитель работодателя (работодателей) должен был направлять на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Новая редакция статьи предполагает следующее разделение:

- отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом субъектам РФ предоставлено право законами предусматривать возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

 

Изменения, внесенные Законом N 236-ФЗ

 

В настоящее время основу действующей системы квалификации составляют квалификационные справочники: ЕТКС - по профессиям рабочих, ЕКС - по должностям служащих. Ими пользовались в СССР, пользуются и сейчас, однако если раньше данные Справочники были призваны выполнять ряд функций в области организации и нормирования труда, подготовки кадров и оплаты труда, то в настоящее время они в основном используются для предоставления льгот и компенсаций.

За последние годы, по данным Минтруда, в значительной степени изменилась структура занятости населения, появилось множество новых профессий, что требует обновления содержания квалификационных справочников. Помимо этого современному работнику требуется постоянно развивать профессиональные навыки, необходимые для решения производственных и управленческих задач, а также обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда.

Сейчас все работы, встречающиеся на предприятиях, отличаются большим разнообразием, в зависимости от степени сложности и ответственности их выполнения ранжируются на разряды, классы, уровни. Разряд работника является показателем уровня его квалификации. Понятие квалификации теперь дано в новой ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

По каждому разряду, классу или уровню определяются требования к квалификационному уровню работника, для чего необходимо разрабатывать профессиональные стандарты. О необходимости введения последних говорили очень давно, и вот законодатель начал первые шаги по их внедрению. В Законе N 236-ФЗ дано определение профессиональных стандартов, закреплено оно в ст. 195.1 ТК РФ: это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Отметим, что профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожим по психофизиологическим требованиям.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Законом N 236-ФЗ поручено установить Правительству РФ. Оно же будет устанавливать тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах. Причем при выполнении данных поручений Правительству будет необходимо учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время Минтрудом подготовлен план разработки профессиональных стандартов в 2012 - 2015 гг. Этот план определяет приоритетные профессиональные стандарты, подлежащие разработке по конкретным видам трудовой деятельности в рамках укрупненных групп и подгрупп занятий, а также мероприятия по взаимодействию органов государственной власти, бизнеса, образовательных учреждений и профессионального сообщества. Так, для специалистов в области экономики, финансов, управления и права за 2013 и 2014 гг. должны быть разработаны 25 профессиональных стандартов, а для инженеров и технических специалистов инженерных направлений - 60. Всего за этот период планируется разработать около 800 стандартов.

Кроме того, профессиональные стандарты можно будет брать за основу при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, в то время как до внесения изменений в ст. 143 ТК РФ для этого использовали только Единый тарифно-квалификационный справочник работ профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Кроме этого, была скорректирована ст. 330.2 ТК РФ, устанавливающая особенности приема на подземную работу. В частности, лица, принимаемые на такие работы, помимо прочих условий, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

 

 

Т.В.Шадрина

Редактор журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"