"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2013, N 3

 

Статья: Методика подбора топ-менеджеров: executive search (Новикова А.) ("Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2013, N 3) {КонсультантПлюс}

В статье некоторыми своими секретами делится ведущий специалист московского кадрового центра "Агентство 21 век". Раскрывается технология еxecutive search, предлагаются рекомендации по поиску и отбору кандидатов на позиции топ-менеджеров.

 

Особый подход, специальные технологии

 

Топ-менеджеры являются основой любой компании. Именно эти специалисты способны распределять задачи, эффективно управлять персоналом и определять стратегию развития компании, и именно от них зависят те результаты, которых достигнет организация. Наличие лидерских качеств - важная составляющая успеха топ-менеджера, который должен уметь вовлекать людей в работу, заинтересовывать их реализацией единой для всей компании идеи.

Подбор управленцев осуществляется с использованием специальных технологий, одна из самых эффективных - executive search - прямой поиск кандидатов, резюме которых нет в открытом доступе.

Проект executive search состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап:

- знакомство с заказчиком и определение ответственного лица с его стороны;

- выявление потребностей заказчика;

- формирование проекта;

- подписание документов.

2. Аналитический этап:

- мониторинг рынка конкурентов;

- формирование и предоставление отчета о ситуации на рынке;

- обсуждение потенциальных кандидатов.

3. Этап переговоров:

- установление контакта с потенциальными кандидатами;

- обсуждение предложения;

- формирование подробного отчета о потенциальных кандидатах (составляется long list);

- формирование итогового списка кандидатов (short list).

4. Этап оценки претендентов:

- проведение собеседований с финальными кандидатами;

- предоставление резюме с подробными комментариями заказчику.

5. Заключительный этап:

- проведение финальных собеседований заказчика с претендентами;

- подведение итогов, выбор наиболее подходящего кандидата;

- составление job offer.

6. Этап сопровождения:

- гарантийное сопровождение по проекту.

Рассмотрим более подробно самый сложный и интересный этап - хедхантинг - вербовку интересующего нас кандидата.

 

Словарь рекрутинга. Executive search (целенаправленный поиск) - комплексный поиск высококвалифицированных специалистов. В классическом понимании это поиск кандидатов среди самых успешных действующих менеджеров, тех, кто давно не ищет работу.

Headhunting (от англ. - охота за головами) - один из этапов технологии executive search, заключающийся в переманивании нужного специалиста.

 

Где искать

 

Основной метод подбора - это активный поиск кандидатов. Среди базовых источников поиска - специализированные интернет-ресурсы, личные связи, рекомендации знакомых, профильные выставки. В последнее время становится популярным поиск кандидатов в регионах и через социальные сети.

Часто компания-заказчик хочет заполучить конкретного человека, что существенно облегчает HR-специалисту задачу.

 

Что и как говорить

 

При звонке потенциальному кандидату специалист КЦ "Агентство 21 век" представляет себя и свою компанию, обозначает цель своего звонка. Очень важно как можно чаще обращаться к собеседнику по имени, ведь "звук собственного имени - самый сладкий звук для человека". Обязательно соблюдение регламента, для этого стоит поинтересоваться, вовремя ли мы звоним и сколько времени нам могут уделить.

В ходе дальнейшей беседы необходимо заинтересовать кандидата настолько, чтобы тот согласился на интервью. Для этого нужно описать конкурентные преимущества и суть предложения так, чтобы не рассказать слишком много, должен быть некий элемент интриги. В противном случае, если вся информация будет предоставлена по телефону, кандидату нет смысла с нами встречаться.

Чтобы "подтолкнуть" соискателя к принятию нужного нам решения, предоставляем ему "выбор без выбора". Для этого назначаем день встречи, а удобное время уточняем у кандидата.

 

Как проводить встречу

 

Интервью может состояться в агентстве или же на нейтральной территории. Важно сразу же расположить к себе кандидата. Как правило, сначала оценивается наш внешний вид, затем - наша манера себя вести и говорить, и лишь потом - содержание речи.

Опрятный внешний вид, доброжелательная улыбка, открытый взгляд в глаза - вот основные составляющие успеха.

При привлечении специалиста в компанию стоит учитывать главные мотиваторы для топ-менеджеров:

1. Стабильность.

2. Интеллектуальный вызов.

3. Оплата труда (причем переменная часть важнее, чем фиксированный оклад).

4. Интересные проекты.

5. Лидерство компании на рынке.

 

Трудности при подборе топ-менеджеров

 

Основная трудность - небольшое количество подходящих кандидатов, а тех, кто находится в активном поиске работы, и того меньше. Часто встречаются затруднения, связанные с острым дефицитом времени у соискателей. Если нужный нам "топ" еще не распрощался с предыдущим работодателем, процесс может затянуться. Нередко кандидату требуется отработать один или даже несколько месяцев, чтобы завершить дела.

Поскольку топ-менеджер - это стратегическая позиция, большую роль играет совпадение видения и понимания кандидатом дальнейшего развития того бизнеса, за который он будет отвечать, со стратегическим видением руководства. Главная же особенность и сложность подбора управленцев - больший риск, чем при поиске линейного персонала, поскольку оценить результаты работы топ-менеджера в ближайшей перспективе практически невозможно. Именно поэтому для руководителей высшего звена установлен более продолжительный испытательный срок.

 

Плюсы и минусы Executive Search

 

Пожалуй, главный минус - хедхантинг не всегда самый этичный по отношению к компаниям-партнерам способ подбора. К тому же при переманивании приходится брать на себя высокие обязательства перед кандидатами - по условиям работы, оплате труда и т.д. А понравившийся специалист, в свою очередь, не всегда оправдывает ожидания руководителя. Плюс технологии в том, что кандидаты будут действительно одними из самых лучших на рынке. А обратившись к специалистам в агентство по подбору персонала, можно еще и сэкономить свое время.

 

А.Новикова

Ведущий специалист

КЦ "Агентство 21 век"