"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 11

 

Статья: ОСАГО: система "аварийных" выплат в учете (Лазоревская М.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 11) {КонсультантПлюс}

Оформить на транспортное средство полис ОСАГО - "святая" обязанность каждого автовладельца. Так что, если авто попадет в аварию, расходы организации по восстановлению "железного" коня или возмещению ущерба пострадавшей стороне будут покрыты за счет страховых выплат. Правда, это еще не значит, что они пройдут мимо налогового учета. Тем более что в большинстве случаев сумм страхового обеспечения все же обычно не хватает для того, чтобы вновь поставить авто на колеса.

 

Итогом ДТП может стать как полная гибель автомобиля, так и его частичные повреждения. В первом случае страховая компания в рамках ОСАГО должна выплатить пострадавшей стороне действительную стоимость авто на день аварии. Во втором случае страховщик компенсирует только затраты на ремонт (восстановление) автомобиля, то есть на приведение его в то состояние, в котором машина находилась до момента ДТП. И все бы хорошо, если бы не два "но".

Во-первых, при восстановительном ремонте поврежденного имущества размер возмещения страховщики будут определять с учетом износа деталей и материалов, подлежащих замене. Причем максимальный размер "усушки" в данном случае может составить до 80 процентов стоимости узлов и агрегатов (п. 2.2 ст. 12 Закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, далее - Закон N 40-ФЗ).

Во-вторых, максимальный размер выплат по договору ОСАГО ограничен законодательно. При этом следует помнить, что в рамках автогражданки страхуется не непосредственно риск утраты или повреждения транспортного средства, а риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Так, стандартный договор ОСАГО предусматривает четыре максимальные величины выплат по договору (ст. 7 и п. 10 ст. 11 Закона 40-ФЗ).

25 000 руб. - таков предел выплат по договору, если документы о происшествии оформлены самими участниками ДТП без привлечения сотрудников полиции. Необходимо помнить, что право на самостоятельное документирование обстоятельств аварии у ее участников возникает только при соблюдении следующих условий (п. 8 ст. 11 Закона N 40-ФЗ):

- если в результате ДТП вред причинен только имуществу, то есть вреда жизни или здоровью людей причинено не было;

- когда в аварии участвовали только два автомобиля;

- если ответственность каждого из участников дорожно-транспортного происшествия застрахована;

- если обстоятельства причинения вреда, характер повреждения транспортных средств не вызывают разногласий у участников аварии и зафиксированы в извещении о ДТП (его бланк является приложением к договору ОСАГО).

К слову сказать, в подобной ситуации за страховым возмещением можно обратиться непосредственно в страховую компанию, с которой заключен договор ОСАГО. Проще говоря, речь идет о так называемом прямом возмещении убытков.

160 000 руб. - максимальный размер выплат, которые можно получить по страховке в результате аварии, в которой пострадали люди (пп. "а" ст. 7 Закона N 40-ФЗ). Стоит отметить, что в Законе N 40-ФЗ прямо указано, что данный максимум установлен для каждого из пострадавших. Иными словами, максимальный размер выплат по ОСАГО по этому основанию не установлен, он зависит лишь от количества людей, которые получили травмы или иные повреждения в результате ДТП.

120 000 руб. - данный лимит введен в отношении выплат, причитающихся к уплате при аварии, в результате которой вред причинен имуществу только одного потерпевшего.

160 000 руб. - максимальная сумма, которую заплатит страховая компания, если в результате ДТП пострадало два и более транспортных средства (или имеется два и более потерпевших человека).

 

Не виноватые мы!

 

Порядок возмещения ущерба, понесенного в результате дорожно-транспортного происшествия, напрямую зависит от того, какую из сторон признают виновной в аварии. Дело в том, что выплаты по страховке получит только одно лицо - потерпевший. Виновник ДТП претендовать на выплаты по ОСАГО не вправе (п. 2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263).

Для получения страховой выплаты потерпевшая сторона может воспользоваться любым наиболее удобным для нее способом из двух вариантов:

- организация - владелец транспортного средства вправе обратиться непосредственно в ту страховую компанию, в которой оформлен полис у виновника ДТП. При условии представления всех необходимых документов она получит страховое возмещение напрямую от этой компании;

- обратиться можно и в свою страховую компанию. Правда, для того, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо соблюсти ряд условий (ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ):

- в результате аварии вред должен быть причинен исключительно имуществу;

- если в ДТП участвовали два автомобиля, на оба из которых оформлены полисы ОСАГО.

В этом случае страховое возмещение владелец транспортного средства получит от своего страховщика. А уж кто кому должен, страховые компании дальше будут разбираться сами.

Так или иначе, всю сумму страхового возмещения, выплачиваемого "живыми деньгами", организация должна включить в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК). При этом датой признания таких доходов будут:

- день поступления средств от страховой компании или день вступления в силу решения суда о взыскании ущерба - при методе начисления (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК);

- день поступления средств на расчетный счет организации - при кассовом методе (п. 1 ст. 273 НК).

Расходы на ремонт авто компания в этом случае может признать в налоговом учете в общеустановленном порядке (ст. 260 НК).

Между тем если страховая компания полностью восстанавливает автомобиль за свой счет, то, как следует из Письма ФНС России от 18 марта 2005 г. N 02-3-10/38, обязанности формирования доходов для целей налогообложения в сумме страхового возмещения у организации не возникает. Правда, при таком раскладе нет оснований и для отражения в расходах суммы ущерба, связанной с наступлением страхового случая.

Но предположим, что страховое обеспечение выплачивается все же "живыми деньгами" и при этом его суммы недостаточно для восстановления автомобиля. В данном случае относительно возможности учесть при налогообложении прибыли расходы на ремонт авто в части, не покрытой за счет страховки, мнения чиновников разошлись. Так, если судить по Письму Минфина России от 31 марта 2009 г. N 03-03-06/2/70, эксперты ведомства не видят для этого никаких препятствий. Солидарны с финансистами и судьи при условии обоснованности и документальной подтвержденности соответствующих затрат (Постановление ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. N Ф09-4771/08-С3, Определение ВАС РФ от 6 ноября 2008 г. N 14389/08).

В то же время, к примеру, столичные налоговики в Письме от 21 марта 2007 г. N 19-11/25344 указали, что затраты на ремонт застрахованного автомобиля, поврежденного в результате аварии (ДТП), учитываются в расходах лишь в размере, который не превышает сумму полученного страхового возмещения.

Также следует учитывать, что не покрытый за счет страховки ущерб компания вправе взыскать непосредственно с виновника ДТП. Это прямо предусмотрено ст. 1072 Гражданского кодекса. Присужденные в этом случае по решению суда выплаты также необходимо включить в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК). При этом вполне понятно, что расходы на ремонт, не покрытые страховкой, должны списываться за счет компенсации, полученной от виновника аварии, а не в счет налогооблагаемой прибыли.

 

Виновен, каюсь!

 

Может случиться и так, что виновным в аварии признают сотрудника организации, управлявшего автомобилем. В этом случае возможны три варианта развития событий. Наиболее простой из них тот, при котором сумма страхового возмещения полностью погашает обязательства виновника ДТП перед пострадавшей стороной и у страховщика нет оснований предъявлять ему регрессивные требования в размере произведенной выплаты.

Однако в ряде случаев страховое обеспечение, выплаченное страховой компанией потерпевшему, придется возместить. Речь идет о ситуациях, перечисленных в ст. 14 Закона N 40-ФЗ и продублированных в п. 76 Правил N 263. К ним относятся следующие случаи:

- вред жизни или здоровью потерпевшего был причинен вследствие умысла указанного лица;

- вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

- указанное лицо не имело права управлять транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

- указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

- указанное лицо не включено в число водителей, допущенных к управлению этим транспортным средством по договору ОСАГО;

- страховой случай наступил при использовании ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.

При этом компенсировать соответствующие суммы придется именно работодателю. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещается его нанимателем. Кроме того, в ст. 1079 Кодекса прописана обязанность владельца источника повышенной опасности, которым является и любое транспортное средство, возместить вред, причиненный таким источником. Владельцем же в рассматриваемой ситуации является именно компания-работодатель.

Ну и наконец, если виновником ДТП стал работник организации, на последнюю (как на владельца авто) может быть возложена дополнительная обязанность возместить расходы потерпевшего в части, не покрытой суммой страхового обеспечения по ОСАГО (ст. 1068 ГК).

В любом случае работодатель в свою очередь может взыскать убытки в порядке регресса с непосредственного виновника ДТП, то есть с сотрудника. В частности, согласно п. 6 ст. 243 Трудового кодекса причинение ущерба в результате административного проступка, который установлен соответствующим государственным органом, материальная ответственность возлагается на работника в полном объеме нанесенного вреда.

Таким образом, если сотрудник признан виновным в аварии и этот факт подтверждается протоколом об административном правонарушении, то организация вправе взыскать с него не только суммы, перечисленные страховщику или пострадавшей в аварии стороне, но и затраты на ремонт (восстановление) разбитого ТС компании.

Для целей налогообложения сумма денежных средств, полученная от сотрудника, отражается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК). А суммы, уплаченные страховщику или потерпевшему в ДТП, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК). Если же работодатель "пощадит" сотрудника, решив не взыскивать с него причиненный ущерб, расходы, связанные с аварией, учесть для целей налогообложения прибыли организации не удастся. Такова позиция Минфина России, выраженная в Письме от 24 июля 2007 г. N 03-03-06/1/519.

М.Лазоревская