"Управление персоналом", 2013, N 5

 

Статья: Адаптация - ключ к успеху HR-политики компании (Монтлевич В., Колтунова Е.) ("Управление персоналом", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}

Опыт эксперта позволяет нам суммировать самые главные моменты, показатели, составные части процесса "вхождения в должность" сотрудника, что играет ключевую роль в общем успехе бизнеса, особенно если он связан с качеством персонала...

 

Должностные обязанности перепутаны, система работы с ног на голову, а отчеты пишутся каждый час, секретарша - главный человек в офисе, а ваше рабочее место вообще в коридоре. Что же делать? Если грамотно выстроена система адаптации, то стрессовая ситуация первых дней практически исключена для новичка.

Профессиональные советы:

- Адаптация сотрудника начинается еще на этапе подачи заявки на его подбор. Помимо информации о профиле должности, опыте и образовании, выясните цели и задачи нанимаемого специалиста, его место в структуре отдела, подчинение, условия и график работы будущего сотрудника.

- Используйте определенные методы анкетирования на входе, тест-дни, стажировки - все это помогает обеим сторонам снизить возможные риски и принять правильное решение до подписания определенных обязательств.

- Помните, адаптировать можно любого сотрудника, который хочет работать и прикладывает усилия для этого.

- Если новый сотрудник не понимает материал, не показывает динамики в работе, не выполняет задания, то с ним лучше расстаться сразу - просто сэкономьте свои время и силы.

- Сопровождайте процесс адаптации на основе анализа ключевых факторов: диагностики внутренних мотиваторов соискателя, неучтенных потребностей в новой работе, особенностей характера сотрудника, наличия желания работать и развиваться, степени обучаемости.

 

Звездные первопроходцы

 

Вы звезда с огромным опытом работы и потенциалом или начинающий стажер - первый шаг адаптации для всех одинаковый: знакомство с организационной и корпоративной культурой, традициями, правилами внутреннего этикета, своими генералами и рядовыми.

Отличия начнутся при составлении индивидуального плана адаптации и планировании рабочих задач.

Профессиональный совет:

Раз уж вам повезло и вы поймали звезду, задействуйте в адаптационном процессе менее опытных коллег. Включите ее в процесс обмена опытом в рамках внутренних круглых столов или семинаров.

 

Как "попасть в точку", планируя обучение?

 

Необходимость обучения может быть продиктована спецификой бизнеса.

Профессиональные советы:

- Выгодность обучающих мероприятий необходимо заложить на этапе формирования процесса обучения. Для этого рассчитайте оптимальное количество дней, составьте максимально эффективное обучение, сделав акцент на отработку ключевых навыков, и привяжите мотивацию обучающихся к выполнению показателей эффективности.

- В оценке эффективности обучения вас должны интересовать следующие факторы:

- как изменилось настроение и состояние сотрудников после обучения;

- поменялось ли у них отношение к работе;

- появилась ли инициативность и энергия;

- поменялись ли количественные показатели эффективности (например, оцениваемые в цифрах продаж);

- насколько легче стало работать с таким сотрудником его непосредственному руководителю;

- какое количество сотрудников потенциально может пойти на повышение в должности для решения более сложных задач.

- Используйте такой простой способ оценки эффективности обучения, как проведение оценки знаний сотрудников по различным показателям, и сделайте это перед началом и по окончании обучения.

Примените анкетирование, в котором будет содержаться набор специальных вопросов. Нас будут интересовать реакция сотрудника по итогам обучения, уровень усвоенных знаний и навыков, поведенческие изменения в работе, уровень изменения динамики рабочего процесса.

- Все поставленные факторы оценки должны быть легко измеряемыми, а процесс обучения достаточно гибким, чтобы реагировать и подстраиваться под результаты измерения.

 

Примечание. Измерить ключевые показатели эффективности обучения можно, оценив уровень удовлетворенности клиентов компании (отзывы), время ответа на звонок, количество принимаемых звонков в рабочую смену, уровень компетенции сотрудника, уровень текучести персонала.

 

В.Монтлевич

Начальник управления

подготовки персонала

Северо-Западной дирекции

СК "Альянс"

 

Беседовала

Е.Колтунова