Статья: Как доказать свою добросовестность. Письмо Минфина об осмотрительности и осторожности - инструкция для добросовестного налогоплательщика (Игнатенко А.Н., Улыбина А.В.) ("Налоговый вестник", 2009, N 6) {КонсультантПлюс}

 

"Налоговый вестник", 2009, N 6

 

Должная осмотрительность при выборе поставщика

 

Минфин России в своем Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 предлагает добросовестному налогоплательщику собрать на контрагента целое досье и оценить риски взаимоотношений с ним. Меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, по мнению Минфина России (с учетом позиции ФНС России), свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Однако Минфин России в указанном выше Письме оговаривается: если суд установит, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, или не найдет в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин (деловой цели), то несмотря на вышеприведенные меры суд может переквалифицировать сделку, возложив на него обязанности исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Есть ли юридический смысл применять эту инструкцию? Ответ может дать сложившаяся судебная практика.

 

Доказательства осмотрительности и осторожности

 

Как показывает судебная практика, в качестве доказательств отсутствия в действиях налогоплательщика при выборе контрагента должной осмотрительности и осторожности налоговые органы обычно представляют следующие документы:

- выписки из ЕГРЮЛ, с помощью которых налоговый орган показывает, что сведения о контрагенте, содержащиеся в первичных документах, имеющихся у налогоплательщика, не соответствуют данным Реестра;

- налоговые декларации контрагента. При сопоставлении их с первичными документами, имеющимися у налогоплательщика, налоговый орган указывает на неотражение организацией-контрагентом реальных финансовых показателей деятельности.

Например, налогоплательщик по договору перечислил фирме-контрагенту денежные средства в сумме 1 000 000 руб., включая НДС.

Однако в налоговых декларациях за период, когда проходила данная операция, такая фирма указывает доход по налогу на прибыль в размере, допустим, 10 000 руб., а НДС к уплате - 5000 руб.;

- протоколы допросов свидетелей (предполагаемых налогоплательщиком учредителей, руководителей, главных бухгалтеров организаций-контрагентов) в случае регистрации контрагента по утерянным либо поддельным документам;

- справки из органов записи актов гражданского состояния в случае регистрации контрагента по документам умерших лиц;

- заключение почерковедческой экспертизы, подтверждающей факт подписания первичных документов со стороны контрагента неустановленными лицами;

- иные документы.

В случае представления налоговыми органами таких доказательств шансы налогоплательщика доказать должную осмотрительность и осторожность сводятся к нулю.

Доказательства проявления должной осмотрительности и осторожности, которые может представить сам налогоплательщик, зависят лишь от того, какие сведения о контрагенте и из каких источников были получены им до совершения сделки.

 

Рекомендации Минфина России

 

Перечень документов, подтверждающих должную осмотрительность и осторожность налогоплательщика в выборе контрагента, законодательно не установлен.

Ранее у налогоплательщика даже не было возможности руководствоваться какими-либо разъяснениями официальных органов относительно получения сведений о контрагенте.

И вот наконец вышло первое официальное разъяснение Минфина России - Письмо от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 (далее - Письмо).

Необходимо отметить, что такое разъяснение призвано сыграть положительную роль в стабилизации отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами.

В Письме финансовое ведомство указало, какие меры, предпринятые налогоплательщиком при выборе контрагента, свидетельствуют о его должной осмотрительности и осторожности.

По мнению Минфина России, меры, принимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, включают в себя: получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

По смыслу Письма представляется, что данные действия не могут рассматриваться в отдельности в качестве подтверждения должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента; при выборе контрагента налогоплательщик должен их осуществлять в совокупности.

Предложенные меры по проверке добросовестности контрагента можно условно разделить на две группы (в зависимости от источника получения сведений):

- меры, при которых сведения могут быть получены от самого контрагента: копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, оформление доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;

- меры, при которых сведения могут быть получены из иных источников (официальные сайты органов государственной власти, ответы на запросы государственных органов): проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

 

А.Н.Игнатенко

Юрисконсульт

ООО "РСМ Топ-Аудит"

 

А.В.Улыбина

Юрисконсульт

ООО "РСМ Топ-Аудит"