Организация расследования и учета несчастных случаев с работниками

 

 

Статья: Расследование и учет несчастных случаев на производстве (Михайлов Ю.) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2011, N 10) {КонсультантПлюс}

 

"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2011, N 10

 

РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации продолжает оставаться значительным количество несчастных случаев на производстве. Так, по итогам прошлого года только несчастных случаев с тяжелыми последствиями было зафиксировано почти 10 тыс. Между тем имеются веские основания опасаться того, что реальная картина еще мрачнее, поскольку, как свидетельствуют результаты контрольно-надзорных мероприятий, многие такие случаи расследуются и учитываются работодателями с нарушениями установленного порядка.

Напомним, что основным нормативным правовым актом, регламентирующим проведение проверок работодателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Напомним также о том, что в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к числу основополагающих обязанностей работодателя в области охраны труда.

 

Основные обязанности работодателя по расследованию и учету

несчастных случаев на производстве

 

К таким обязанностям относятся:

1. Своевременное и правильное квалифицирование несчастного случая на производстве в качестве подлежащего расследованию и учету (ст. 227 ТК РФ).

2. Формирование комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (ст. 229 ТК РФ).

3. Соблюдение порядка и сроков расследования несчастного случая на производстве (ст. ст. 229.1 - 229.2 ТК РФ).

4. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве (ст. 230 ТК РФ).

5. Регистрация и учет несчастного случая на производстве (ст. 230.1 ТК РФ).

6. В необходимых случаях - исполнение иных обязанностей по расследованию и учету несчастных случаев на производстве: по извещению уполномоченных органов о несчастных случаях определенного типа (ст. 228.1 ТК РФ), исполнению предписаний государственного инспектора труда по результатам проведения им собственного (дополнительного) расследования несчастного случая (ст. 229.3 ТК РФ).

 

Особенности документарной проверки

 

Документарная проверка правильности порядка расследования и учета несчастных случаев проводится по месту нахождения уполномоченного органа Роструда. При проведении внеплановой проверки особое внимание помимо соблюдения работодателем обязательных требований к расследованию и учету несчастных случаев на производстве уделяется:

- выполнению работодателем ранее выданных уполномоченными органами предписаний (о необходимости устранения нарушений обязательных требований);

- проведению работодателем мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан (ликвидации последствий причинения такого вреда);

- принятию работодателем мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.

При проведении документарной проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в уполномоченном органе Роструда документы, содержащие сведения о соблюдении работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Эти сведения содержатся:

- в уведомлениях о начале осуществления предпринимательской деятельности;

- поступивших из медицинских учреждений извещениях о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию;

- сообщениях работодателей о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях их предупреждения;

- актах предыдущих проверок;

- материалах дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц проверяемого работодателя;

- иных материалах надзорно-контрольных мероприятий, ранее проведенных в отношении проверяемого работодателя.

В ходе документарной проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в уполномоченном органе Роструда документы, относящиеся к предмету проверки. В случае отсутствия или недостаточности в уполномоченном органе Роструда документов, позволяющих сделать обоснованные выводы и заключения о соблюдении проверяемым работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, проверяемому работодателю направляется мотивированный запрос с требованием представить для рассмотрения иные необходимые документы. Это должны быть:

- выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого работодателя;

- документы, содержащие персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в т.ч. по охране труда, проверяемого работодателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер заработной платы);

- документы, содержащие сведения о проводимых работодателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций;

- документы, содержащие сведения о результатах ранее проведенных проверок данного работодателя (по вопросам, связанным с целью проводимой проверки);

- документы, содержащие данные о состоянии производственного травматизма у данного работодателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в т.ч. в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение трех лет, предшествовавших проверке, с указанием наименований структурных подразделений, в которых имели место соответствующие несчастные случаи;

- копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших у данного работодателя в течение трех лет, предшествовавших проверке;

- документы, содержащие сведения о количестве работников, уволенных проверяемым работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием наименований структурных подразделений, в которых они работали;

- копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у проверяемого работодателя в текущем и предыдущем годах;

- изданные проверяемым работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования происшедших в текущем и предыдущем годах несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями;

- документы, содержащие сведения о результатах выполнения проверяемым работодателем мероприятий по устранению причин происшедших в текущем и предыдущем годах несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе их расследования;

- иные перечисленные в запросе документы, относящиеся к предмету проверки.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных оттиском печати и подписью руководителя (иного уполномоченного должностного лица) проверяемого работодателя, в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Если в ходе документарной проверки представленных документов выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений данным, имеющимся в уполномоченном органе Роструда, то информация об этом направляется проверяемому работодателю.

Одновременно проверяемому работодателю предлагается представить в течение 10 рабочих дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде. Если же по результатам их рассмотрения установлены признаки нарушения обязательных требований, то это дает уполномоченному органу Роструда основание для проведения в отношении данного работодателя выездной проверки, особенности которой рассматриваются далее.

Если же при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого работодателя или (и) эксплуатация принадлежащих ему объектов (производственных участков), оборудования (транспортных средств) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, то проверяющие обязаны незамедлительно принять в установленном порядке меры по недопущению причинения вреда (прекращению его причинения), включая применение в исключительных случаях временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений работодателя, принадлежащих ему объектов (производственных участков), а также эксплуатации оборудования (транспортных средств), осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок до пяти суток - до рассмотрения дела судом в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Ю.Михайлов

Эксперт

Подписано в печать

16.09.2011