Статья: Закон о защите прав потребителей: все ли мы о нем знаем? (Манохова С.В.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, NN 9, 10) {КонсультантПлюс}

 

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ВСЕ ЛИ МЫ О НЕМ ЗНАЕМ?

 

Каждый из нас, приходя в магазин с намерением приобрести либо заказать товар для личных, семейных, домашних и бытовых нужд, попадает под сферу влияния Закона о защите прав потребителей. Знание основных положений названного Закона, безусловно, является гарантией для покупателя отстоять свои права на приобретение им товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

 

Если в товаре обнаружен недостаток...

 

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были оговорены продавцом) покупатель по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Статьей 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что:

- за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер <1>) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором;

- уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. При этом продавец может быть освобожден от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы;

- требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Понятие убытков

 

Обратимся к гражданскому законодательству и дадим определения понятиям "убытки", "неустойка". Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

Поговорим о неустойке

 

Понятие неустойки дано в ст. 330 ГК РФ. Согласно данной норме неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник (в нашем примере в роли должника может выступать организация торговли) обязан уплатить кредитору (покупателю) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. В ст. 332 ГК РФ приведено понятие законной неустойки. В частности, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. О чем эта норма? Напомним, в случае если в роли продавца выступает торговая организация, а в роли покупателя - физическое лицо, соглашением сторон является договор розничной купли-продажи. Тот в свою очередь (если иное не предусмотрено договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ)) считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий) (ст. 492 ГК РФ). То есть в любом случае (если даже в договоре розничной купли-продажи специально условие о неустойке не оговорено) покупатель вправе требовать от продавца законную неустойку, если тот не исполнил или ненадлежаще исполнил свои обязательства, так как она прямо предусмотрена Законом о защите прав потребителей.

 

В каких случаях должна быть выплачена неустойка?

 

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) в случаях:

1) нарушения срока устранения недостатков товара (п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Напомним, что срок, в течение которого недостатки должны быть устранены, определяется в письменной форме и не может превышать 45 дней. Если срок устранения недостатков товара соглашением сторон в письменной форме не определен, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально;

2) нарушения трехдневного срока, в течение которого должно быть выполнено требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта приобретенного товара длительного пользования, товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, впредь до выдачи из ремонта купленного товара <3> (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей);

3) нарушения семидневного срока замены товара ненадлежащего качества на новый товар, считая со дня вынесения такого требования. В случае если требуется дополнительная проверка качества товара, указанный срок может быть увеличен до 20 дней. Ну а если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления требования. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более 7 дней, по требованию потребителя в течение 3 дней со дня предъявления требования о замене товара продавец обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Соответственно, это правило не распространяется на товары, поименованные в Перечне (ст. 21 Закона о защите прав потребителей);

4) нарушения десятидневного срока, в течение которого по требованию потребителя должна быть соразмерно уменьшена покупная цена товара, возмещены расходы на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возвращена уплаченная за товар денежная сумма, а также возмещены убытки, причиненные потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, либо предоставлена ненадлежащая информация о товаре (ст. 22 Закона о защите прав потребителей).

За нарушение предусмотренных ст. ст. 20 - 22 Закона о защите прав потребителей сроков неустойка взыскивается в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, причем размер неустойки не может быть ограничен какой-либо суммой.

Если требования потребителя не были выполнены в сроки, предусмотренные ст. ст. 20 - 22 комментируемого Закона, тот вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 (п. 2 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). При этом неустойка за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18. Ну а в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня).

Внимание: неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение из перечисленных выше.

Еще один повод для взыскания с продавца суммы неустойки - нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю. Напомним, в соответствии со ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае нарушения установленного договором срока продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.