Статья: Потребитель возвращает билет (Стюфеева И.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012) {КонсультантПлюс}

 

ПОТРЕБИТЕЛЬ ВОЗВРАЩАЕТ БИЛЕТ

 

В нашей динамичной жизни обстоятельства и планы меняются быстро и неожиданно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что может возникнуть ситуация, когда купленный билет становится ненужным. Вправе ли потребитель вернуть билет продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы и до какого момента нужно успеть это сделать?

 

Предложение о продаже билетов носит публичный характер в силу п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), и сам факт приобретения билета является заключением договора возмездного оказания услуг (транспортных, развлекательных и т.д.). В силу п. 1 ст. 433 ГК РФ такой договор будет считаться заключенным в момент оплаты потребителем билета. Сторонами этой сферы правовых отношений в соответствии с гражданским законодательством выступают заказчик (потребитель, покупатель) и исполнитель.

Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Никаких исключений из указанного правила о возможности потребителя в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг закон не устанавливает.

При этом важно учесть, что отказаться от договора возмездного оказания услуг потребитель может только до того момента, пока соответствующая услуга не оказана исполнителем. После оказания услуги договор будет считаться исполненным его сторонами, что исключает возможность его расторжения, в том числе путем одностороннего отказа от исполнения обязательств по нему. Необходимо учесть, что договор будет считаться расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления об этом отказе (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29)..

При возвращении денежных средств потребитель имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах, понесенных исполнителем. Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ фактически понесенные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Непредоставление такой информации, равно как и предоставление недостоверной информации, означает нарушение прав потребителя, за которое предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Есть билет на балет

 

Или театр, цирк, концерт. Итак, как уже было сказано, потребитель вправе в любое время до того момента, пока не будет проведено само мероприятие, отказаться от билета. В этих случаях действуют те же нормы права, которые были указаны выше.

Однако порой нормы права путают и потребителей, и исполнителей. Результатом одной такой путаницы стало решение Верховного Суда РФ от 16.04.2009 N ГКПИ09-339, которое расставило все по своим местам.

Так, истица обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействующим абзац 5 п. 24 Правил по киновидеообслуживанию населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1264 (далее - Правила), в части, исключающей право зрителей на возмещение стоимости билета в любое время до оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

В заявлении указано, что оспариваемое положение противоречит ст. 32 Закона N 2300-1 и нарушает право заявителя на возмещение стоимости билета в любое время до оказания услуг, а не только в случае отмены просмотра, замены фильма, некачественной демонстрации по вине киновидеозрелищного предприятия или непредоставления информации о возрастных ограничениях на просмотр киновидеофильма.

Суд отказал в удовлетворении иска по следующим причинам.

В силу ст. 32 Закона N 2300-1 потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Аналогичное право предоставляет и п. 1 ст. 782 ГК РФ, согласно которому заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Как следует из содержания приведенных законоположений, они применяются в случаях, когда такой отказ потребителя не связан с нарушением исполнителем обязательств по договору, и возлагают на потребителя обязанность оплатить расходы, понесенные исполнителем в связи с исполнением обязательств по договору.

Оспариваемый же абзац п. 24 Правил распространяется только на случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения киновидеозрелищным предприятием обязанностей по договору на киновидеообслуживание и предусматривает возмещение стоимости билета без каких-либо условий.

Таким образом, абзац пятый п. 24 Правил не регулирует отношения, связанные с отказом потребителя от исполнения договора в порядке ст. 32 Закона N 2300-1 и п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Отсутствие в п. 24 Правил указания на право зрителя, отказавшегося от исполнения договора в любое время до оказания услуг, на возмещение стоимости билета при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, не свидетельствует о незаконности данного пункта, поскольку положений, исключающих применение как ст. 32 Закона N 2300-1, так и п. 1 ст. 782 ГК РФ, он не содержит.

 

Проездной билет

 

В соответствии с правилами переоформления и возврата билетов, которые утверждает каждый конкретный перевозчик, при возврате билета на автобус, самолет или поезд размер суммы, которую вам обязаны вернуть, зависит от нескольких факторов. Например, это время. Чем раньше вы вернете билет, тем лучше. Бронь и комиссионный или сервисный сбор возвращают только в некоторых случаях, например, если поездка не состоялась по вине транспортной организации.

Для того чтобы вернуть билет обратно, нужно предъявить представителю перевозчика купленный билет, паспорт, заявление - письменный отказ от билета (при необходимости), иные документы (например, о болезни, если от поездки пришлось отказаться по этой причине).

 

Рассудит суд

 

Если исполнитель изыскивает любые причины, чтобы не принимать билет обратно и не возвращать уплаченные за него денежные средства, необходимо написать претензию, в которой точно изложить сложившуюся спорную ситуацию, приложить копии документов, обосновывающих вашу правоту. На втором экземпляре претензии представитель исполнителя должен оставить свою фамилию, подпись и дату. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", исполнитель должен дать ответ в течение 30 дней.

В противном случае можно подавать исковое заявление и просить суд взыскать с исполнителя стоимость билета, расходы на юридические услуги, неустойку, компенсацию морального вреда и государственную пошлину, уплаченную при подаче иска. Требования по вопросу возврата оплаты носят имущественный характер и согласно ст. 11 ГК РФ подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1, а также ч. 7 ст. 29 ГПК РФ иск может быть предъявлен по месту нахождения, месту жительства или пребывания исполнителя либо по месту заключения или исполнения договора.

Итак, в случае необходимости вернуть билет, смело обращайтесь к продавцу билета и требуйте уплаченные за него денежные средства, ведь вы имеете на это полное право.