Привлечение в РФ работников-иностранцев: общие требования.


{Статья: Прием на работу иностранцев (Семенихин В.) ("Аудит и налогообложение", 2013, N 6) {КонсультантПлюс}}

Правовое положение иностранных граждан в РФ определено Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Трудовая деятельность иностранных работников регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 115-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными специальными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

К иностранным гражданам, законно находящимся на территории РФ, относятся:

- иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, - лица, получившие вид на жительство;

- иностранные граждане, временно проживающие в РФ, - лица, получившие разрешение на временное проживание;

- иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются и на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 11 ТК РФ).

Таким образом, прием на работу иностранных работников происходит на тех же условиях, что и прием на работу российских граждан. То есть основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии соответствующего разрешения, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если у него есть разрешение на работу.

При этом ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлен перечень иностранных лиц, которым разрешение на работу не нужно: это лица, постоянно или временно проживающие в РФ; высококвалифицированные специалисты и др.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ (п. 3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

На сегодняшний день порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждены Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".

Согласно п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без соответствующего разрешения, если иностранные граждане:

1) прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

При заключении трудового договора иностранный гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю на основании ст. 65 ТК РФ следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ).

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

- разрешение на временное проживание;

- вид на жительство;

- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;

2) трудовую книжку российского образца (при условии, что иностранец работал в России и с ним заключался трудовой договор);

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации");

4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или подготовки.

Представляемый иностранным работником документ об образовании подлежит легализации и должен пройти процедуру признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании.

Порядок признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании утвержден Приказом Минобрнауки России от 14.04.2009 N 128.

В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ предусматривается предъявление при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается.

Обратите внимание: иностранный гражданин, который имеет разрешение на временное пребывание или проживание, может осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, в котором ему было выдано разрешение на работу или разрешено проживание (п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, - вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу;

2) иностранным гражданином, временно проживающим в РФ, - вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Данное положение закреплено в п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

На сегодняшний день Случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), указаны в Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.

Важно иметь в виду, что в некоторых видах деятельности труд иностранцев запрещен. Такие виды деятельности перечислены в ст. 14 Закона N 115-ФЗ.

 Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит РФ, устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;

- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;

- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

- содействовать выезду иностранного работника из РФ после истечения срока действия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Законом N 115-ФЗ порядка привлечения и использования иностранных работников;

- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.