Согласование локального нормативного акта и учет мнения представительного органа работников.


{Статья: Как разработать и ввести в действие локальные нормативные акты (Чувашев Д.) ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 7) {КонсультантПлюс}}

Согласование

 

Проект ЛНА согласовывается с начальниками тех подразделений, которые упомянуты в нем, и юристом. Первые высказывают замечания относительно сути проекта, второй наряду с этим еще проверяет содержание на соответствие актам большей юридической силы (законам, подзаконным актам, коллективному договору, соглашению) и ранее принятым ЛНА.

После ознакомления всех заинтересованных лиц с первоначальным проектом подготавливается новый вариант ЛНА с учетом замечаний согласующих подразделений. Вместе с тем не всегда бывает возможно найти всеобщее согласие по тем или иным вопросам (особенно часто у разных подразделений появляются возражения относительно того, кто за что отвечает). Чтобы не получилось пробуксовки, от подразделения, которое отказывается согласовывать ЛНА, нужно получить замечания в письменной форме (их наличие отражается при согласовании - см. пример 1). А решение по спорным вопросам все равно принимает руководитель организации (или уполномоченное им лицо).

 

Пример 1. Образец оформления согласования на отдельном листе.

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

проекта Положения о системе электронного документооборота

ООО "ДокументПлюс" от 02.07.2012

Как оформить согласование? Во-первых, это могут быть визы согласования, которые обычно собираются на обороте последнего листа проекта документа (см. пример 2). Во-вторых, к проекту может прилагаться отдельный лист согласований (см. пример 1); и тут важно, чтобы в его заголовке было упомянуто, согласование какого именно документа (и версии) в нем фиксируется. В некоторых случаях можно даже сшить его с проектом; тогда уж подменить или потерять его будет невозможно, равно как и утверждать, что на согласование были переданы иные листы с текстом, а не те, к которым в итоге приложили лист согласования.

 

Пример 2. Оборотная сторона последнего листа проекта внутреннего документа, на которой оформлены визы согласования.

Если в компании имеется выборный представительный орган работников, то помимо согласования с заинтересованными подразделениями проект ЛНА должен направляться туда в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч. 2 ст. 8 ТК РФ). Здесь следует обратить внимание на то, что в ст. 8 ТК РФ говорится не о профсоюзном, а о представительном органе работников, который может быть и не профсоюзным. Ведь в соответствии со ст. 31 ТК РФ, если работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы работников, общее собрание работников вправе избрать иного представителя или представительный орган. Статья 8 ТК РФ ссылается на ст. 372 того же Кодекса, которая устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Это порождает вопрос: нужно ли учитывать мнение представительного органа, не являющегося профсоюзом? На него эксперты в области трудового права отвечают утвердительно. Если правило об учете мнения представительного органа не будет соблюдено, подобный ЛНА не будет подлежать применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

О каких же случаях учета мнения по проекту ЛНА говорится в законе? Перечислим их:

- введение работодателем режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в случае, когда работодатель изменяет условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, и это может повлечь массовое увольнение работников, а также отмену этого режима ранее срока, на который он был установлен (ч. 5 и 7 ст. 74 (здесь и далее в списке указаны номера статей ТК РФ));

- порядок проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности (выполняемой работе) (ст. 81);

- принятие решения о сокращении численности или штата работников (ст. 82);

- выработка мер защиты персональных данных работников (п. 10 ст. 86);

- привлечение работника к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ст. 99);

- установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

- составление графиков сменности (ст. 103);

- разделение работодателем рабочего дня на части (ст. 105);

- принятие акта о размере и порядке выплаты дополнительного вознаграждения работникам (кроме работников, получающих оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112);

- утверждение порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, которые работодатели самостоятельно устанавливают с учетом своих возможностей (ст. 116);

- составление графика отпусков (ст. 123);

- установление системы оплаты труда (ст. ст. 135 и 144);

- утверждение формы расчетного листка (ст. 136);

- установление конкретных размеров повышения оплаты труда:

для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147);

за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);

за работу в ночное время (ст. 154);

- введение, замена и пересмотр норм труда (ст. ст. 159 и 162);

- утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

- определение форм профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196);

- разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда (ст. 212);

- установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников (ст. 221);

- установление порядка применения вахтового метода (ст. 297), увеличение срока вахты до 3 месяцев (ст. 299), составление графика работы на вахте (ст. 301), установление размера и порядка надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);

- для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 325), размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 326);

- установление особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров (ст. 348.1).

ТК РФ предусматривает в отдельных случаях учет мнения представительного органа работников не только при принятии локальных нормативных актов, но и при вынесении решений.

Однако помимо актов законодательства обязанность учитывать мнение представительного органа работников может содержаться также в коллективных договорах и соглашениях.

Порядок учета мнения представительного органа при принятии локальных нормативных актов определяется ст. 372 ТК РФ. Здесь важно соблюсти процедуру и документально фиксировать каждый шаг.

Во-первых, должны остаться доказательства направления проекта ЛНА и обоснования по нему в представительный орган, например отметка уполномоченного лица на втором экземпляре проекта (либо на сопроводительном письме, с которым направляется проект).

Во-вторых, если представительный орган отклоняет проект либо предлагает его доработать, а работодатель с таким предложением не согласен, то должно остаться письмо работодателя с предложением провести дополнительные консультации - опять же с отметкой о получении.

Наконец, в-третьих, если консультации не помогли прийти к согласию, должен остаться протокол разногласий сторон. Только после этого будет считаться, что процедура соблюдена и работодатель может подписать ЛНА. При этом на самом ЛНА, например под реквизитом "УТВЕРЖДАЮ" с подписью руководителя организации, можно поставить отметку об учете мнения представительного органа.

Необходимо уяснить, что представительный орган может не соглашаться с отдельными положениями проекта ЛНА, но трудовая инспекция выдает работодателю предписание об отмене ЛНА только в случае выявления нарушения. Очевидно, что речь может идти либо о нарушении актов, имеющих большую по сравнению с ЛНА юридическую силу (законов, иных нормативных правовых актов) и содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, либо о нарушении самой процедуры учета мнения представительного органа по проекту ЛНА.

Решение представительного органа работников (каким бы оно ни было по содержанию) оформляется протоколом.

Иногда работодателю приходится не учитывать мнение представительного органа работников, а согласовывать с ним проект ЛНА. Процедуру согласования придется пройти в случае, если она предусмотрена коллективным договором или соглашениями (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). В данной ситуации сторонам придется прийти к соглашению по всем пунктам проекта ЛНА и поставить в нем свои подписи. Иначе принятие такого ЛНА будет незаконным.