Пример нематериальной мотивации в банке.


Статья: Способы и роль нематериальной мотивации сотрудников банка (Гамаюнова О.И.) ("Банковское кредитование", 2013, N 3) {КонсультантПлюс}

 

Обучение и развитие сотрудников

 В банке разработаны программы для бизнес-подразделений, направленные на развитие профессиональных знаний и навыков, в том числе обучающие работе с программным обеспечением. Активно развивается культура наставничества на рабочих местах, что позволяет новым сотрудникам быстрее адаптироваться и обеспечивает непрерывное развитие опытных членов команды.

Любой сотрудник банка может пройти обучение по наиболее востребованным темам, например внутренние тренинги по развитию коммуникативных компетенций, повышению личной эффективности и т.д. Также сотрудники могут посещать внешние обучающие мероприятия, конференции, круглые столы для совершенствования профессиональных компетенций. На постоянной основе действует модульная программа обучения по управленческим навыкам для линейного и среднего менеджмента. Для стратегического менеджмента и топ-менеджмента работает корпоративный университет с привлечением иностранных бизнес-школ.

 

Социальная поддержка

 Сотрудникам предоставляются дополнительно оплачиваемые дни больничного листа, дополнительные дни оплачиваемого отпуска в связи с рождением ребенка. Также при рождении ребенка вручается подарочная карта магазина детских товаров. Ежегодно дети сотрудников получают новогодние подарки. Кроме того, руководящим сотрудникам, прерывающим декретный отпуск, банк частично компенсирует затраты на медицинскую страховку ребенка либо на оплату детского сада или няни.

 

Система гибких льгот (по принципу "кафетерий")

 Систему льгот в банке также относят к нематериальной мотивации, поскольку сам выбор льгот из предложенного перечня является фактором нематериальной мотивации. Каждому сотруднику предоставляется возможность выбрать две наиболее подходящие для него льготы в рамках лимита, установленного для его должности (уровни должностей для установления лимитов прописаны в соответствующем внутрибанковском документе): добровольное медицинское страхование (ДМС) для самого сотрудника и его родственников; возмещение стоимости обучения; оплата стажировок и курсов по изучению иностранного языка; оплата стоимости туристической, санаторно-курортной путевок, билетов к месту отдыха; оплата абонемента в фитнес-клуб; перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии; дополнительные дни отпуска. Если стоимость выбранных льгот превышает установленный лимит, остаток удерживается из заработной платы по предварительному заявлению сотрудника. Удержание происходит ежеквартально равными частями в течение года.

По многим льготам из предоставляемого перечня существуют различные варианты программ. Например, ДМС условно считается одной льготой, но она включает девять программ для взрослых и пять - для детей (не считая специальных программ для разных городов).

 

Примечание. Развитие культуры наставничества на рабочих местах позволяет новым сотрудникам быстрее адаптироваться и обеспечивает непрерывное развитие опытных членов команды.

 

Внутренний портал управления идеями сотрудников "Банк@Идей"

 На этом сайте любой сотрудник может предложить свою идею практически на любую тему (новый продукт, улучшение процесса и т.д.), тем самым принять непосредственное участие в инновационном развитии банка. Лучшие идеи реализовываются. За свою активность на сайте сотрудники получают специальные баллы, которые могут обменять на ценные призы в онлайн-магазине. Кроме призов, лучшие авторы инновационных идей получают всеобщее признание благодаря широкому освещению инновационной тематики в корпоративных СМИ. Также ежегодно банк проводит инновационный форум, на котором сотрудники и руководители банка обсуждают дальнейшие шаги в инновационном развитии, формируют новые идеи в различных областях деятельности.

 

Награждение лучших сотрудников по итогам отчетного периода

 Любой сотрудник, поддерживающий корпоративные ценности банка (доброе имя, честность, надежные отношения с клиентом, командный дух, патриотизм, семья), может претендовать на звание лучшего по итогам отчетного периода. Основными критериями оценки сотрудников являются выполнение ими ключевых показателей эффективности за отчетный период, успешная реализация крупных проектов или выполнение задач сверх должностных обязанностей.

Виды и формы наград, периодичность награждений различны в зависимости от должности сотрудника. Например, управляющие дополнительными офисами награждаются один раз в год, а лучший менеджер по продажам выбирается каждый месяц. Лучшие сотрудники награждаются не только памятными подарками. Так, на страницах корпоративных СМИ публикуются интервью с наиболее успешными сотрудниками, объявляется благодарность с занесением в трудовую книжку. Планируется, что по итогам 2013 г. лучшие сотрудники из всех бизнес-подразделений, занимающиеся продажами, будут награждены ценными призами на их выбор: автомобилем, сертификатом на покупку мебели, первоначальным взносом на ипотеку, туристической путевкой и др.

 

Награждение сотрудников за стаж работы

 Руководство ценит сотрудников, которые многие годы посвятили работе в банке. Каждому, кто проработал в банке 10 - 15 лет, на дне рождения банка вручается памятный знак почетного сотрудника банка. Сотрудникам, проработавшим в банке 10 лет, вручается знак из золота. Сотрудникам, проработавшим 15 лет, - из белого золота с бриллиантом.

 

Конкурсы среди сотрудников

 Конкурсы являются эффективным инструментом системы нематериальной мотивации в банке. Они регулярно проводятся по определенным номинациям, например конкурс по продаже определенного продукта, конкурс на лучшую идею, конкурс наставников и т.д. За победу в конкурсах победители награждаются ценными призами (сертификатом на покупку бытовой техники, туристической путевкой и др.). Итоги конкурсов публикуются на корпоративном портале и во внутренних СМИ.

 

Прямая линия с президентом банка

 Любой сотрудник может задать вопрос президенту банка через внутренний портал или в специальной листовке "Задай вопрос президенту банка", на который обязательно получит ответ.

 

Развитие корпоративного спорта

 Сотрудники банка имеют возможность участвовать в корпоративных чемпионатах как члены команды и как болельщики, посещать занятия с профессиональным тренером по нескольким видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, хоккей).

 

Благотворительность

 Сотрудникам банка предоставлена возможность участвовать в волонтерских программах и благотворительных акциях. Например, в 2012 г. в офисе банка прошли дни донора, организованные совместно с фондом "Подари жизнь". Станция переливания крови приезжала в офис. Многие сотрудники банка откликнулись на призыв и сдали свою кровь для помощи тяжелобольным детям. Ко Дню защиты детей была проведена акция "Связывая сердца". Сотрудники банка периодически посещают детские дома, где общаются с ребятами и стараются дарить им не только подарки, но и человеческое тепло и внимание, которого им так не хватает. Сотрудники собирают коробки с развивающими играми, подарками, материальную помощь для воспитанников трех приютов и детских домов, проводят для ребят мастер-классы и разыгрывают спектакли.

 

Кроме нематериальной мотивации, в настоящее время активно развивается такое направление вовлечения сотрудников, как внутренние корпоративные социальные сети. Этот инструмент позволяет управлять ожиданиями сотрудников и формировать положительный имидж работодателя на открытом и внутреннем рынках труда. С одной стороны, растет количество компаний, в том числе в финансово-банковском секторе, которые предлагают кандидатам с открытого рынка труда фиксированный диапазон дохода на схожие позиции. С другой - увеличивается спрос на уникальные системы удержания работников, в том числе через проекты развития с помощью систем внутренних коммуникаций.

Внутренняя корпоративная социальная сеть может дать банку: формирование особой профессиональной среды для наиболее активных и способных сотрудников, возможности для их профессионального и личностного развития, обмена опытом; улучшение взаимодействия между сотрудниками и внутренними подразделениями; создание команды экспертов для оптимизации решения различных задач; органичное "вплетение" ценностей в существующие бизнес-процессы и процедуры; инициирование реализации новых идей; вовлечение и удержание сотрудников, формирование позитивного бренда работодателя; создание внутреннего рынка труда.