Скидки в маркетинговой политике торговой организации


"Торговля: Правовое регулирование, налоговый и бухгалтерский учет: Энциклопедия" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2011) {КонсультантПлюс}

Совокупность скидок, предоставляемых продавцом, является элементом его маркетинговой политики, оформляемой обычно в виде локального акта торговой организации. В противном случае продажа товара со скидкой может вызвать претензии со стороны контролирующих органов.

Торговая организация может привлечь конкретных потребителей за счет снижения цен исходя из той величины торговой наценки, которая установлена на данный вид товара. Это является главным и принципиальным отличием скидок, предоставляемых производителем товара и его продавцом.

Первая и наиболее важная проблема российского законодательства в отношении скидок заключается в отсутствии нормативно закрепленного определения скидки, бонуса или премии. Более того, соотношение этих понятий между собой также не установлено.

Следует отметить, что в общепринятом смысле под скидкой понимают снижение первоначально установленной цены за единицу товара. Получается, что продавец, предоставляя покупателю скидку на товар, тем самым уменьшает сумму налогов, которую мог бы заплатить в бюджет при использовании первоначальной цены товара. Вследствие чего у налоговых органов нередко возникают претензии к торговой организации, и, соответственно, желание доначислить фирме сумму налогов и пеней. Поэтому, чтобы рационально и без потерь использовать в своей торговой деятельности такой инструмент как скидки, необходимо четко обозначить свои позиции в отношении цен, устанавливаемых на товары.

Напомним, что принципы определения цены товаров для целей налогообложения заложены в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно указанной норме, до тех пор пока не установлено иное, предполагается, что цена, установленная договором между продавцом и покупателем, соответствует уровню рыночных цен. Проверить правильность применения цен по сделке налоговый орган вправе лишь в следующих случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартерным) операциям;

- при совершении внешнеторговых сделок;

- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Если в перечисленных случаях цены по сделкам, заключенным налогоплательщиком, отклоняются в большую или меньшую сторону более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары.

В соответствии с положениями ст. 40 НК РФ рыночная цена определяется с учетом обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются:

- скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;

- скидки, вызванные потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- скидки, вызванные истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- скидки, вызванные реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей;

- скидки, вызванные маркетинговой политикой организации.

Нужно отметить, что перечень скидок, перечисленных в п. 3 ст. 40 НК РФ, не исчерпывающий, следовательно, количество скидок, к которым проверяющие органы должны относиться благосклонно, может быть и расширен. Следовательно, в своей маркетинговой политике торговая компания может предусмотреть любые виды скидок, какие только придумает. К примеру, это могут быть:

- скидки, предоставляемые не за строго выполняемые сроки оплаты, а за сокращение сроков оплаты. Тем самым у организации увеличивается оборот дебиторской задолженности, что повышает уровень ее платежеспособности;

- скидки, предоставляемые специальным категориям покупателей. В частности, это могут быть постоянные клиенты или же сотрудники какой-то определенной компании, с которой торговая организация имеет взаимовыгодное сотрудничество. Однако для предоставления такого вида скидки в торговой организации необходимо будет составить и закрепить во внутреннем документе компании нечто вроде банка постоянных клиентов или списка сотрудников компании, с которой заключено подобное соглашение. Такой документ может быть приложением к положению о маркетинговой политике организации;

- скидки, предоставляемые в связи с распродажей товаров, сменой товарного ассортимента, ликвидацией остатков на складах. В отношении этого вида скидок, да и всей маркетинговой политики следует заметить очень важный момент. Как правило, в маркетинговой политике указываются только основания и порядок предоставления того или иного вида скидки. Однако момент наступления основания, которое служит поводом для начала предоставления скидок, также должен быть документально отражен в торговой организации. Если это, например, распродажа прошлой коллекции товаров, то необходимо создать соответствующее положение, в котором было бы закреплено, что с такого-то по такое-то число на следующие виды товаров (ассортимент) предоставляется скидка в размере, например, 30% в связи с тем и тем-то. Структура и форма таких стандартов также могут быть разработаны в части маркетинговой политики и являться приложениями к ней.

 

 В тоже время, в связи с тем, что перечень скидок, указанных в ст. 40 НК РФ, носит общий характер, часто между торговыми организациями и проверяющими органами возникают конфликты, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки, поскольку в ст. 40 НК РФ перечислены скорее их группы, нежели виды. Например, если причиной снижения цены является потеря качества или других потребительских свойств, также понадобятся доказательства о порче товара или какого-либо другого несоответствия товара заранее установленному уровню качества.

Поэтому основным аргументом спора с налоговыми органами по поводу правомерности предоставления скидок может стать положение о маркетинговой политике организации.