Формирование маркетинговой политики


Статья: Маркетинговая политика организации для целей налогообложения (Окончание) (Медведев А.Н.) ("Налоговый вестник", 2009, N 9) {КонсультантПлюс}

 

Как правило, среди мелкого и среднего бизнеса маркетинговая политика оформляется как соответствующий раздел учетной политики организации. Это рекомендуют делать и налоговые органы. Однако на практике в крупных организациях, где существуют отдельные подразделения и маркетинговые службы, отвечающие за тот или иной участок маркетинга, маркетинговая политика становится отдельным внутренним стандартом компании. Законодательно требование оформлять положения маркетинговой политики как часть учетной политики организации или ее отдельный внутренний стандарт нигде не установлено. Положение о маркетинговой политике должно быть подписано и согласовано с руководителем организации, а также с лицами, непосредственно ответственными за правильность и экономическую обоснованность маркетинговой политики торговой компании.

Согласно требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих формирование маркетинговой политики организации - прямая обязанность начальника отдела маркетинга и специалиста по маркетингу.

Начальник отдела маркетинга осуществляет разработку маркетинговой политики на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры. Специалист по маркетингу участвует в разработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги.

Маркетинговая политика (по аналогии с учетной политикой) должна быть оформлена организационно-распорядительным документом по организации:

- приказом генерального директора об утверждении маркетинговой политики (разработанной в соответствии со ст. 40 НК РФ и положениями Приказа Министерства экономики РФ от 01.10.1997 N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"). При этом в приказе генерального директора обязательно следует указать, с какой даты прилагаемая маркетинговая политика вступает в действие;

- приложением к приказу, каковой и будет являться маркетинговая политика, разработанная специалистами организации.

При разработке маркетинговой политики (особенно ее формулировок), возможно, не лишним будет участие главного бухгалтера или лица, отвечающего за налогообложение организации.