Меры, принимаемые по неотчитавшимся лицам


Статья: "Камералка" от "А" до "Я" (Тойц М.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 37) {КонсультантПлюс}

Как следует из Рекомендаций, каждая налоговая инспекция обладает автоматизированной информационной системой, позволяющей формировать перечень налоговых обязательств всех налогоплательщиков, состоящих в ней на учете, и актуализировать его с учетом смены ими режима налогообложения или изменений законодательства, а также с приходом "новеньких". Очевидно, что в том числе на ее базе может быть составлен список налогоплательщиков, обязанных в соответствующий срок сдать налоговую декларацию. Сверив таковой с данными о фактическом представлении отчетности, инспекторы и получают перечень тех, кто на момент составления списка так и не отчитался. Согласно Рекомендациям такую сверку налоговики должны проводить по истечении десяти рабочих дней после каждого установленного законодательством срока представления налоговых деклараций. Отдельно формируются также списки лиц, не представивших сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе если данная отчетность представлена не в полном объеме или если не представлено аудиторское заключение). Но таковые составляются непосредственно по состоянию на даты их представления, предусмотренные Налоговым кодексом (п. 1.5 Рекомендаций).

На основании перечня налогоплательщиков, не представивших налоговые декларации, инспекторами в течение 5 рабочих дней будут подготовлены решения о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по их счетам в банке и переводов электронных денежных средств. Напомним, что такое право налоговикам предоставляет п. 3 ст. 76 Налогового кодекса в случае, если хозяйствующий субъект не подаст налоговую декларацию как раз в течение 10 рабочих дней по истечении установленного на то срока. И эксперты ФНС России в Рекомендациях особо подчеркивают, что принятие решения о блокировке счета до истечения этих 10 дней не допускается.

Кроме того, они отмечают, что с 1 января 2015 г. "заморозить" счета налогоплательщика по данному основанию налоговики будут вправе лишь в течение трех лет с момента превышения просрочки, допущенной им, которая составляет 10 рабочих дней. Такие изменения в п. 3 ст. 76 Налогового кодекса внесены Законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. Однако, как отмечают представители налоговой службы, данное ограничение не будет применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов), установленный срок представления которых истекает до 1 января 2015 г. Кроме того, они отметили, что, если решение о приостановлении операций по счетам принято вовремя, истечение трехлетнего срока не является основанием для его отмены.

Отменяется такое решение не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации (п. 3 ст. 76 НК). При этом если оно было вынесено в связи с нарушением сроков сдачи нескольких деклараций, то и отменено оно может быть только после представления их всех (п. 1.5 Рекомендаций). Кроме того, отмечают эксперты ФНС, если отчетность была направлена налогоплательщиком по почте, то срок принятия решения об отмене блокировки счета следует отсчитывать со дня ее поступления в инспекцию. На практике, поясняют они, это единственно объективно возможный вариант из-за временного разрыва между днем представления декларации по почте (днем ее отправки - п. 4 ст. 80 НК) и днем ее получения налоговым органом.

В свою очередь, на основании списков не сдавших своевременно сведения о среднесписочной численности работников или бухгалтерскую отчетность, а также налоговые расчеты налоговики подготовят материалы для их рассмотрения в порядке ст. 101.4 Налогового кодекса и привлечения "провинившихся" к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. Кроме того, специалисты налоговой службы рекомендуют привлекать должностных лиц организаций, не сдавших бухотчетность, к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

А в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного срока привлечение к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса, указывают представители ФНС в п. 1.6 Рекомендаций, должно производиться только после завершения камеральной проверки данной отчетности. Ведь по ее результатам может быть как подтверждена сумма налога, подлежащего уплате по данным налогоплательщика, так и установлен иной ее размер. Между тем именно в процентном отношении от таковой рассчитывается штраф в рассматриваемой ситуации (п. 1 ст. 119 НК). При этом, даже если иных нарушений "камералка" не выявила, рассматриваться такое правонарушение, как несвоевременное представление декларации, должно в порядке ст. 101 Кодекса.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 119.1 Налогового кодекса, то есть о несоблюдении установленного способа представления декларации, по общему правилу должны рассматриваться в порядке ст. 101.4 Кодекса. Но, по мнению ФНС, если инспекцией одновременно установлены факты нарушения срока представления декларации и способа ее подачи, то она вправе, что называется, объединить производство по делам о данных правонарушениях и рассмотреть их в порядке ст. 101 НК (п. 1.7 Рекомендаций).