Ограничения на предмет выездной проверки


Статья: Выездная налоговая проверка: рекомендации ФНС (Тойц М.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 36) {КонсультантПлюс}

Согласно п. 4 ст. 89 Налогового кодекса предметом выездной проверки в отношении одного налогоплательщика является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На этом положения Кодекса, определяющие предмет выездной ревизии, исчерпываются. В п. 1.3.1 Рекомендаций эксперты ФНС разъясняют, что проверка может проводиться по одному или нескольким налогам и проверяемые налоги являются предметом проверки, который должен быть отражен в решении о ее назначении. При этом прописывать этот пункт следует путем перечисления конкретных налогов либо указания на проведение ревизии "по всем налогам и сборам". Отражения в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах, отмечают специалисты налоговой службы, не допускается. К примеру, не может быть предметом ревизии исключительно контроль за переносом убытков по налогу на прибыль или применение вычетов по НДС. Что же касается предмета проверки налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, то по Рекомендациям ФНС таковой всегда указывается как "по всем налогам и сборам".

Здесь необходимо отметить, что, прописав в решении о назначении проверки в качестве ее предмета конкретные виды налогов или сборов, ревизоры уже не вправе по итогам состоявшейся ревизии произвести доначисления по налогам, не упомянутым в самом решении.

В этом смысле формулировка предмета проверки как "по всем налогам и сборам" дает налоговым инспекторам гораздо большую свободу действий. И судьи подтверждают ее правомерность, как и формулировки "по вопросам соблюдения налогового законодательства" (Определение ВАС РФ от 4 июля 2011 г. N ВАС-8409/11, Постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2012 г. N А72-4064/2011, ФАС Северо-Западного округа от 7 сентября 2010 г. N А42-76/2010, ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. N КА-А41/7737-09).