Затраты на изготовление или распространение социальной рекламы признаются в расходах


Статья: Мечты сбываются, или Как применять новшества законодательства о социальной рекламе (Матвеев К.) ("Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии", 2012, N 1) {КонсультантПлюс}


"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии", 2012, N 1


МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ, ИЛИ КАК ПРИМЕНЯТЬ НОВШЕСТВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ


(Комментарий к Письму ФНС России

от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19322@ <О порядке налогообложения

операций, связанных с производством и размещением

социальной рекламы>)


Летом прошлого года законодатель изменил отдельные положения НК РФ, связанные с производством и размещением социальной рекламы. Поправки были внесены в Кодекс Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ). Как применять новшества, разъяснила ФНС России в Письме от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19322@.

В Письме не затрагиваются вопросы обложения социальной рекламы ЕНВД. Поэтому от себя мы напомним, что деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и по размещению рекламы на транспортных средствах может быть переведена на ЕНВД (пп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Для социальной рекламы исключения не предусмотрены. Вместе с тем если социальная реклама распространяется бесплатно, то она, по мнению Минфина России (Письмо от 17.09.2010 N 03-11-06/3/128), признается благотворительной (то есть непредпринимательской) деятельностью, которая ЕНВД не облагается.

В отношении обложения НДС услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы налоговики в своем Письме напоминают, что согласно новому пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от НДС безвозмездное оказание на территории РФ услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы. Условия для получения этой льготы полностью совпадают с приведенными нами выше ограничениями на упоминание в социальной рекламе спонсоров и других лиц, включая отсутствие ограничений в избранных случаях (упоминания о госорганах, социально ориентированных НКО, физлицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и т.п.).

Нововведения в ст. 149 НК РФ вступили в силу 1 октября 2011 г.

Налоговики в комментируемом Письме напоминают общее правило о нововведениях в эту статью.

Согласно п. 8 ст. 149 НК РФ при изменении порядка освобождения от НДС (при отмене освобождения от налогообложения или, наоборот, отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) следует применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты. Следовательно, льгота, установленная пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказанных начиная с 1 октября 2011 г. на безвозмездной основе.

Рассчитывая, что поначалу новшества могут вызывать вопросы, ФНС России предлагает обращаться с ними в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).

Очевидно, здесь речь идет лишь об уточнении статуса рекламы (социальная или коммерческая), поскольку ФАС России занимается контролем соблюдения законодательства о рекламе, а вовсе не вопросами налогообложения.

Налоговое ведомство напоминает также о праве налогоплательщика отказаться от освобождения от НДС, для чего ему нужно представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Срок подачи заявления - не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Напоминаем, что одновременное осуществление операций, облагаемых и не облагаемых НДС, предполагает ведение раздельного учета таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). Без него льгота не предоставляется.

Новшества по налогу на прибыль можно разделить по субъектам рекламной деятельности, которым адресованы комментируемые ФНС России поправки.

Рекламоизготовителям и рекламораспространителям нужно обратить внимание на следующие новеллы.

В общем случае в налоговом учете не признаются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ (п. 16 ст. 270 НК РФ).

С 1 января 2012 г. "иное" будет предусмотрено новым пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ. Им установлено, что расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Условием для такой поблажки является соблюдение требований к социальной рекламе, установленных для освобождения таких услуг от НДС упомянутым выше пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Льгота по налогу на прибыль, адресованная рекламодателям, введена "задним числом", и ее действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Эта льгота "невооруженным глазом" не видна. Поэтому в комментируемом Письме налоговики применительно к социальной рекламе вычленяют ее из общих новых положений пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Теперь к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями выполненных работ (оказанных услуг) на основании соответствующих договоров (раньше в этом подпункте не упоминались бесплатные работы и услуги). А целевые поступления не увеличивают налогооблагаемую прибыль при условии ведения их получателями раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках таких поступлений.

ФНС России разъясняет, что указанное новшество относится и к НКО - заказчикам социальной рекламы, которую оплачивают рекламопроизводители, рекламораспространители или спонсоры. В этом случае у НКО образуются целевые поступления, но не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).


К.Матвеев

Аудитор