Уточнено, какие средства на научные, научно-технические и инновационные проекты относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым в доходах


(Статья: Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности (Зобнина С.В., Балта Е.Ю.) ("Налоговый вестник", 2010, N 6)


Налоговые преференции в части учета расходов

для целей налога на прибыль


Льготы при учете расходов на НИОКР


Расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5 (п. 2 ст. 262 НК РФ). Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ (Постановление от 24.12.2008 N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5").

В составе приоритетных технологий (в настоящее время - 32 вида) упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.

В отличие от льгот, касающихся НДС, определение НИОКР для целей налогового учета расходов предусмотрено в НК РФ, однако формулировки Кодекса являются достаточно общими. В арбитражной практике при квалификации расходов в качестве связанных с НИОКР суды принимают во внимание факты, свидетельствующие о совершенствовании в результате НИОКР технологического процесса, улучшении качества продукции, снижении ее себестоимости (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 N 09АП-7491/2009-АК, от 21.01.2010 N 09АП-25783/2009-АК, от 11.02.2009 N 09АП-360/2009-АК). В свою очередь, в соответствии с разъяснениями контролирующих органов затраты на создание новых (совершенствование старых) технологий могут быть признаны расходами на НИОКР для целей налогообложения, если данные технологии связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг) (Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-02-07/1-13). При этом в отношении соответствия НИОКР льготируемым направлениям деятельности финансисты рекомендуют обращаться в Министерство образования и науки РФ (см., например, Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-03-06/1/472).

Правоприменительная практика ограничивается лишь трактовкой общих критериев отнесения расходов к НИОКР для целей применения повышающего коэффициента, тогда как порядок и условия применения льготы до настоящего времени не становились предметом детального анализа ни судов, ни контролирующих органов.

Еще меньше внимания уделено налоговой преференции, предоставляющей возможность учета в расходах части отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также специально созданных коммерческими компаниями фондов финансирования НИОКР. Минфин России лишь разъясняет, что указанное правило не распространяется на отчисления, осуществляемые непосредственно отраслевыми и межотраслевыми фондами (Письмо Минфина России от 19.09.2008 N 03-03-06/1/537). При этом предметом немногочисленных судебных споров по такому вопросу становились фактические обстоятельства применения данной преференции.


Ускоренный порядок амортизации основных средств,

используемых в научно-технической деятельности


При амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3 (пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

В соответствии с Законом о науке под научно-технической понимается деятельность, направленная на получение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Однако для целей применения данной льготы Минфин России трактует научную деятельность ограничительно, применяя понятие НИОКР, предусмотренное ст. 262 НК РФ (Письма Минфина России от 28.08.2009 N 03-03-06/1/554, от 14.04.2008 N 03-03-06/1/282) (существующие подходы к квалификации НИОКР для целей налогообложения были рассмотрены выше). При этом контролирующие органы не разъясняли порядок применения указанной льготы, в частности условия обоснования использования основных средств только для научной деятельности. Учитывая, что судебная практика в отношении применения данной нормы также не сформировалась, вопрос об эффективности применения данной преференции в настоящее время остается открытым.


Освобождение от налога на прибыль средств

целевого финансирования


При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом следует отличать доходы, полученные в описанном выше порядке, от денежных средств, получаемых налогоплательщиками, например, в качестве вознаграждения от указанных фондов в рамках государственных контрактов (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5529), а также целевых поступлений из бюджета (Письмо Минфина России от 28.08.2009 N 03-03-06/1/554), т.к. такие средства не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы.