"Законодательство и экономика", 2011, N 10


(Статья: О налоговом законодательстве России в сфере инновационной деятельности (Еременко В.И.) ("Законодательство и экономика", 2011, N 10))



О НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Очередные изменения и дополнения в налоговом законодательстве об инновационной деятельности произошли в результате принятия Федерального закона от 7 июня 2011 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон). Предполагается, что принятие этого Закона обеспечит более активное стимулирование спроса на инновации и активизацию инновационной деятельности путем создания налоговых льгот и преференций для физических и юридических лиц, осуществляющих инвестиции в исследования и разработку, а также внедрение новых технологий в России.

В гл. 25 НК РФ, где регламентирован федеральный налог на прибыль организаций, новую редакцию получила ст. 262, определяющая учет расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) для целей налога на прибыль.

Согласно п. 1 данной статьи в целях настоящей главы расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. Это общее определение расходов на НИОКР, которое расширено по сравнению с прежней редакцией п. 1 путем включения расходов, относящихся "к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления". Если появление в данном понятии новых и усовершенствованных технологий можно приветствовать, то включение в расходы на НИОКР методов организации производства и управления вызывает большие сомнения в правильности такого шага. Такое решение законодателя будет способствовать необоснованному отнесению части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР.

В новой редакции п. 2 ст. 262 НК РФ приведен исчерпывающий (закрытый) перечень расходов на НИОКР:

  • суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, начисленные в соответствии с настоящей главой за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;
  • суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, предусмотренных п. п. 1, 3, 16 и 21 ч. 2 ст. 255 НК РФ, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;
  • материальные расходы, предусмотренные пп. 1 - 3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, непосредственно связанные с выполнением НИОКР;
  • другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 настоящего пункта;
  • стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика НИОКР;
  • отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", в сумме не более 1,5% доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 этой статьи, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок в порядке, предусмотренном настоящей статьей, после завершения данных исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки. Налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, когда они завершены, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные пп. 6 п. 2 настоящей статьи, признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, когда они были произведены (п. 6 ст. 262 НК РФ).

Согласно п. 7 данной статьи налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством РФ, вправе включать их в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода, когда завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Для целей настоящего пункта к фактическим затратам налогоплательщика относятся расходы, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 настоящей статьи.

В Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на которые включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с повышающим коэффициентом 1,5, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988, включены 32 технологии, в том числе биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств, нанотехнологии и наноматериалы, технологии атомной и водородной энергетики.

Согласно п. 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, использующий право, предусмотренное п. 7 настоящей статьи, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, когда завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ).

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню, установленному Правительством РФ, в порядке, определенном ст. 95 НК РФ. Экспертиза может быть произведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами или федеральными центрами науки и высоких технологий.

В случае непредставления отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

В прежней редакции ст. 262 НК РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получал исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, эти права признавались нематериальными активами, подлежащими амортизации в установленном порядке. В настоящее время у налогоплательщика кроме упомянутой возможности имеется альтернатива: по его выбору данные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет (п. 9 ст. 262 НК РФ).

В соответствии с п. 10 ст. 262 положения настоящей статьи не распространяются на признание для целей налогообложения расходов налогоплательщиков, выполняющих НИОКР по договору в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).