Понятие рыночной цены

Статья: Возмещение убытков, причиненных налоговыми органами (Долгополов О.И.) ("Налоговый вестник", 2010, N 2) {КонсультантПлюс}


ГК РФ не дает точного определения рыночной цены. При ее установлении можно руководствоваться положениями ст. 40 НК РФ.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

При отсутствии на рынке сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. При применении этого метода рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как разница между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой они были приобретены у продавца).

При определении рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и о биржевых котировках.

Иногда в литературе для определения рыночной цены предлагается руководствоваться положениями п. 3 ст. 524 ГК РФ, согласно которому текущей признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна быть осуществлена передача товара.

Таким образом, при определении рыночной цены допускается руководствоваться нормами НК РФ и (или) ГК РФ.