Ответчик в деле о возмещении материальных убытков


"Возмещение убытков, причиненных налоговыми органами (их должностными лицами)" (Долгополов О.И.) ("Налоговый вестник", 2010) {КонсультантПлюс}


Источником возмещения убытков, причиненных налоговыми органами, является казна Российской Федерации (ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ, ст. 35 НК РФ).

Статья 125 ГК РФ предусматривает, что от имени Российской Федерации и ее субъектов выступать в суде могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Анализ судебной практики свидетельствует, что ответчиком по делу о возмещении убытков чаще всего является непосредственно налоговый орган, причинивший вред, как единственный ответчик (Определение ВАС РФ от 22.05.2009 N ВАС-6512/09).

К участию в деле могут привлекаться:

  • ФНС России как второй ответчик (Определение ВАС РФ от 09.11.2009 N ВАС-13025/09);
  • управления Федерального казначейства как третье лицо (Определение ВАС РФ от 28.08.2007 N 6783/07);
  • Министерство финансов РФ (в т.ч. в лице управления Федерального казначейства субъекта РФ) как второй ответчик (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2008 N Ф03-А51/08-1/3165, Определение ВАС РФ от 15.10.2008 N 12802/08 по делу N А66-963/2007).

Такой неединообразный подход создает некоторую неопределенность в выборе лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле.

По искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в суде от имени Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета (п. 3 ст. 158 БК РФ).

ФНС России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций (п. 5.14 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Таким образом, ответчиками по делам о взыскании убытков, причиненных налоговыми органами (их должностными лицами), указывают налоговый орган, причинивший вред, а также Российскую Федерацию в лице ФНС России. Министерство финансов РФ привлекается к участию в деле как третье лицо.

Указание истцом в исковом заявлении в качестве ответчика налогового органа, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В этом случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган должен выступить в суде как главный распорядитель бюджетных средств. Суд должен надлежащим образом известить этот орган о времени и месте судебного разбирательства (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

По искам об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц) ответчиком выступает непосредственно тот налоговый орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.

Здесь необходимо также обратить внимание на правовую позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в Постановлении от 09.07.2009 N 2183/09: если вред причинен в результате незаконных действий нескольких ведомств (их должностных лиц), ответственность несет Российская Федерация за счет своей казны. Это означает, что, если убытки причинены совместными неправомерными действиями должностных лиц налоговых органов и органов внутренних дел при проведении налогового контроля (совместная проверка), может быть заявлен один иск о возмещении убытков. В качестве ответчиков в этом случае указываются данные ведомства.