Убытки вследствие причинения вреда деловой репутации

Статья: Возмещение убытков, причиненных налоговыми органами (Долгополов О.И.) ("Налоговый вестник", 2010, N 2) {КонсультантПлюс}


Деловая репутация - это сложившееся мнение о физическом или юридическом лице, сформировавшееся на основе их деловых качеств, как правило, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Являясь нематериальным благом, деловая репутация наделена законодателем имущественным содержанием.

Неимущественный характер вреда, нанесенного деловой репутации, проявляется в утрате субъектом хозяйственной деятельности положительного мнения о его деловых качествах, что подлежит компенсации как нематериальные убытки. Например, уменьшение интереса со стороны покупателей (клиентов) этой организации соответственно влечет снижение прибыли, т.е. возникают потери имущественного характера, подлежащие возмещению как материальные убытки.

Деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса, подлежит учету в составе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).

Согласно п. 42 ПБУ 14/2007 стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) (п. 44 ПБУ 14/2007).

Деловой репутации может быть нанесен ущерб. При исчислении убытков в этом случае используется методика оценки нематериальных активов.

Для полной компенсации потерь, возникших из-за ущемления деловой репутации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе учитывать не только текущие убытки, но и коммерческие потери будущего периода.