Стратегия реформирования пенсионной системы


Статья: Пенсионная реформа в России. Подводим итоги за 2013 г. (Шестакова Е.) ("Финансовая газета", 2013, N 48) {КонсультантПлюс}

Проведя анализ Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России, следует отметить, что не все намеченные планы были доведены до конца (табл. 4). 

Таблица 4 

Стратегия и пенсионеры


Наименование пункта Стратегии

Возможные негативные последствия

Установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ

Нежелание работодателей уплачивать дополнительные тарифы и аттестовывать рабочие места "вредных" производств

Введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам

Снижение гарантий "вредным" производствам

Изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав

Повышение страховых взносов вызвало закрытие 500 тыс. предпринимателей, которые вряд ли в 2014 г. откроют свое дело

Совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы

-

Законодательная регламентация (с введением с 2014 г.) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, - направление 2% указанного тарифа на накопительную составляющую и 4% тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6% тарифа страховых взносов

-

Повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов

Ликвидация некоторых негосударственных пенсионных фондов

Создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов

-

Установление порядка формирования и учета прав застрахованных лиц в накопительном компоненте обязательного пенсионного страхования и пенсионных прав участников в системе добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), а также установление обязательств перед указанными застрахованными лицами и участниками, подлежащих исполнению страховщиками по обязательному пенсионному страхованию и организациями, осуществляющими негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование

-

Расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений

-

Установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации

Дополнительные затраты на саморегулируемые организации будут уплачиваться из средств пенсионных накоплений

В рамках второго этапа (2014 - 2015 гг.) предлагается:

- совершенствование и уточнение правового статуса ПФР;

- совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

- формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

- комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

- установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 - 2030 гг.) предлагается:

- предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

- определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

- стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста;

- уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан.

В связи с этим и компаниям, и работникам следует ожидать дальнейших изменений законодательства.

В заключение отметим, что многие планируемые реформы, к сожалению, негативно отразятся как на работодателях, так и на работниках. При этом принятые изменения не выстроили до конца пенсионную систему нового типа, поэтому работодателям необходимо приготовиться к дальнейшим изменениям.