Досудебное обжалование актов налогового органа


Тематический выпуск: Обжалование решений налоговых органов в досудебном и судебном порядке (Хаванова И.А.) ("Экономико-правовой бюллетень", 2013, N 3) {КонсультантПлюс}

Досудебное обжалование - юридически закрепленный способ возражения налогоплательщика (налогового агента, иного налогообязанного лица) против носящего обязательный характер решения налогового органа путем предъявления требования о его отмене либо изменении, облеченного в форму жалобы и влекущего возникновение обязанности вышестоящего налогового органа по осуществлению досудебного производства. Смысл такого обращения - указание вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу) на нарушения, допущенные нижестоящим, с требованием об их устранении.

С 1 января 2009 г. вступил в силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которому решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

 

Акты, на которые распространяется обязательный

досудебный порядок обжалования

 

Обязательное досудебное обжалование предусмотрено для ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов, это:

- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решения данного вида выносятся по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Формы решений утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в ред. Приказа ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/511@).

При оспаривании указанных решений непосредственно в арбитражном суде - без предварительного досудебного обжалования - заявление в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ должно быть оставлено без рассмотрения. Иные ненормативные правовые акты, а также действия (бездействие) налоговых органов могут быть обжалованы в суде без предварительного административного обжалования.

Однако необходимо обратить внимание, что судебное обжалование актов ненормативного характера, на которые формально обязательный досудебный порядок обжалования не распространяется, но которые связаны по существу и процессуально с решениями по результатам налоговых проверок, может быть обусловлено предварительным досудебным обжалованием данных решений.

Таким образом, при решении вопроса о необходимости соблюдения досудебного порядка обжалования недостаточно только руководствоваться перечнем решений, поименованных в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Важно исследовать содержательную связь актов налогового органа ненормативного характера. По нашему мнению, могут быть выделены следующие отличительные признаки производных актов налоговых органов: а) они принимаются на основе основных (базовых) актов, поэтому вторичны по отношению к ним; б) должны содержательно соответствовать основным (базовым) актам и при наличии противоречий могут быть признаны недействительными по данному основанию; в) при признании недействительным основного (базового) акта не требуется признания недействительным производного акта; г) производный акт вступает в силу только при наличии вступившего в силу основного (базового) акта.

 

Сроки на обращение с жалобой (заявлением)


 Жалоба в вышестоящий налоговый орган

            Срок подачи           

На решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за 

совершение налогового правонарушения (решения по результатам налоговых  

проверок, ст. 101 НК РФ)                                                

Апелляционная  

жалоба (на не  

вступившее в   

силу решение)  

10 рабочих дней;   

20 рабочих дней (при

налоговой проверке 

КГН)               

со дня вручения обжалуемого решения

(абз. 3 п. 2 ст. 139, п. 9 ст. 101,

п. 6 ст. 6.1 НК РФ)               

Жалоба на      

вступившее в   

силу решение   

Один год           

со дня вынесения обжалуемого      

решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ)

На действия (бездействие), ненормативные правовые акты, решения налоговых

органов, за исключением решений по результатам налоговых проверок       

Три месяца                          

со дня, когда лицо узнало или     

должно было узнать о нарушении    

своих прав (абз. 1 п. 2 ст. 139

НК РФ)                            

     Заявление в арбитражный суд     

            Срок подачи           

Три месяца                          

со дня, когда заявителю стало     

известно о нарушении его прав и   

законных интересов, если иное не  

установлено федеральным законом   

(ч. 4 ст. 198 АПК РФ)             

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ в новой редакции досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным даже в том случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ. Указанные изменения служат гарантией реализации права налогоплательщика на судебную защиту в максимально короткий срок.