Законодательное регулирование


Статья: Учет расчетов по претензиям (Захарьин В.Р.) ("Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2012, N 1) {КонсультантПлюс}

Претензии между участниками хозяйственных договоров возникают, как правило, из-за несоблюдения условий этих договоров, а также обязательств по расчетам. Чаще всего речь идет о недопоставке материально-производственных запасов (в том числе товаров) или о поставке запасов более низкого качества и нарушении оговоренного порядка расчетов с контрагентами, а также о нарушении оговоренных сроков производства работ или услуг и их сдачи.

Взаимоотношения по претензиям, вытекающим из условий хозяйственных договоров, могут разрешаться как в судебном (на основании решения арбитражного суда), так и в досудебном (претензионном) порядке. Претензионный порядок рассмотрения и урегулирования нарушений условий хозяйственных договоров нередко является наименее трудоемким и затратным по сравнению с судебным. В то же время следует иметь в виду, что для успешной и эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по возмещению убытков и взысканию штрафных санкций решающее значение имеет правильная организация претензионной работы.

Статьей 797 ГК РФ установлено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Таким образом, как минимум по договорам, предусматривающим поставку грузов (материально-производственных запасов или внеоборотных активов), судебный порядок взыскания сумм ущерба (в связи с неисполнением, некачественным исполнением поставщиком обязанностей по договору, а также в связи с недостачей или утратой груза) невозможен без документального подтверждения проведения ряда досудебных процедур.

Заметим: Законом N 71-ФЗ оговорено, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров, возникающих во взаимоотношениях с транспортными организациями и организациями связи, до принятия соответствующих законов регулируется соответствующими уставами (железных дорог, автомобильного транспорта, внутреннего водного транспорта) и т.п. За период после принятия Закона N 71-ФЗ взамен перечисленных Уставов приняты Кодексы - воздушный, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, а также Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". В перечисленных законодательных актах имеются главы или статьи, посвященные вопросам претензионной работы. Таким образом, в настоящее время порядок претензионного регулирования споров с транспортными организациями и организациями связи установлен на законодательном уровне.

Общие законодательные требования, регулирующие организацию и ведение претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта, установлены гл. VIII Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖД РФ), введенного в действие Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (в настоящее время действует с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ).

Аналогичные общие требования по организации претензионной работы установлены другими Кодексами и Федеральными законами:

ст. ст. 402 - 408 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30.04.1999 N 81-ФЗ;

ст. ст. 160 - 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ;

ст. ст. 124 - 128 Воздушного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 19.03.1997 N 60-ФЗ;

ст. ст. 12 и 13 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В то же время по некоторым видам хозяйственных договоров, в частности по договору строительного подряда, основания и порядок предъявления претензий на законодательном уровне не урегулированы. По таким хозяйственным договорам претензионная работа должна основываться исключительно на нормах гражданского законодательства, а также на условиях хозяйственных договоров.

Таким образом, в тех случаях, когда порядок досудебного урегулирования хозяйственных споров законодательством не детализирован, участники договора в соответствующем разделе должны предусмотреть возможные случаи возникновения разногласий и способы их разрешения.

Исходя из этих условий и осуществляется претензионная работа в организациях.