Налоговое законодательство о проведении сверки расчетов


Статья: О проведении сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (Нестеров С.Е.) ("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 12) {КонсультантПлюс}

Право учреждений на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки по ним установлено в пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ. При этом налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, а справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Результаты сверки расчетов оформляются актом. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее - акт сверки расчетов) утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Акт сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок передачи акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.

Налоговый орган должен сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика установлен разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент). Рекомендации по применению данного раздела приведены в Письме ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@.

Следует отметить, что сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае перехода из одной налоговой инспекции в другую;

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае ликвидации (реорганизации) организации;

- по инициативе налогоплательщика;

- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Чтобы провести сверку расчетов с налоговой инспекцией, учреждению нужно представить в ФНС соответствующее заявление. В заявлении также можно перечислить конкретные виды налогов, по которым учреждение хочет провести сверку. Заметим, что форма заявления не утверждена, поэтому его можно подать в произвольной форме.

Заявления о проведении сверки расчетов налогоплательщика могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте (п. 3.4.1 Регламента).

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления (п. 3.4.3 Регламента).

Срок проведения сверки расчетов, формирования и составления соответствующего акта не должен превышать:

- 10 рабочих дней - при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика;

- 15 рабочих дней - при выявлении расхождений.

В случае отсутствия в акте сверки расчетов расхождений на документе ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику, или отправляется по почте заказным письмом, или передается ему в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение дня, следующего за днем составления такого акта. Если акт сверки расчетов вручается лично, на его втором экземпляре ставятся дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя) (п. 3.1.3 Регламента).

При выявлении расхождений между сведениями налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения расхождений (п. 3.1.4 Регламента).

Если выявлена ошибка, допущенная по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший данную ошибку. Срок для исправления ошибки - не более пяти рабочих дней. После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах.

При выявлении ошибки, допущенной учреждением, согласно п. 3.4.6 Регламента ему направляется уведомление по форме, приведенной в Приложении 2 к Регламенту, с указанием ошибки и налога, по которому она выявлена.