Если в акте сверки выявлены расхождения


Статья: Инструктаж по сверке с ИФНС (Овсянникова А.В.) ("Главная книга", 2012, N 21) {КонсультантПлюс}


Если же ваши данные не совпадают с данными налоговиков, то нужно вернуть им акт сверки, указав суммы по вашим данным, то есть это будет акт с разногласиями.

Далее нужно выяснить причину этих расхождений. Ведь суть сверки - не только сравнить данные, но и по возможности сравнять их.

Чаще всего расхождения возникают по следующим причинам:

- в карточке лицевого счета не отражены некоторые начисления;

- "потерялись" платежи;

- бухгалтер не учел начисления по камеральным и выездным проверкам;

- по результатам проверок начисления попали в вашу карточку лицевого счета, затем вы отбили их в суде, однако налоговики забыли убрать из карточки лицевого счета эти начисления;

- суммы налога вы округляли в декларациях до рубля, но в бюджет платили с копейками. Кстати, в этой ситуации лучше доплатить нужные суммы в бюджет и не тратить время на дальнейшую сверку;

- период отражения вами данных в учете не совпадает с периодом, когда эти данные налоговики отражают у себя. Например, вы отразили итоговые начисления по налогу на прибыль за год у себя в бухгалтерском учете 31 декабря, а у налоговиков они появятся только в следующем году по сроку уплаты налога на прибыль.

По идее, получив от вас разд. 1 акта с разногласиями, налоговики должны сформировать разд. 2 этого акта, где ваши начисления и перечисленные в бюджет суммы представлены более детально (пункт 3.1.4 Регламента). Однако в некоторых инспекциях (хотя инспекторов за это ругают) вместо этого раздела акта бухгалтерам выдают карточки лицевых счетов по сверяемым налогам, где подробно расписаны все начисления и перечисления (с датами, номерами платежек и т.д.), а иногда самих бухгалтеров просят составить подобный реестр и уже с его помощью начинают выяснять причину расхождений.

Не стоит подписывать акт, если ваши данные и данные налоговиков не совпадают. Например, если по данным ИФНС у вас недоимка, а по вашим - ее нет, но вы подпишете акт, то тем самым вы выразите свое согласие с недоимкой. И если спор о взыскании недоимки дойдет до суда, вряд ли судьи будут на вашей стороне(пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

Кстати, если в ходе сверки налоговики выявят вашу ошибку, например в декларации сумму начисленного налога вы отразили не в той строке и из-за этого эта сумма не попала в карточку лицевого счета, то они должны выслать вам уведомление, информируя о выявленной ошибке (Пункт 3.4.6 Регламента; Приложение N 2 к Регламенту). Однако на практике инспектор, скорее всего, сообщит о ваших недочетах по телефону.

Когда все выявленные ошибки будут устранены и ваши суммы совпадут с суммами ИФНС, налоговики должны будут опять распечатать разд. 1 акта и вручить его вам (пункты 3.1.6, 3.1.7 Регламента).

Несмотря на то что устранить расхождения и подписать новый акт налоговики должны не позднее 15 рабочих дней с момента получения ИФНС вашего письма о сверке (пункт 3.1.2 Регламента), они редко укладываются в этот срок. Причем чаще всего завершение сверки стопорится из-за того, что много времени требует "розыск" платежей, не попавших в бюджет или просто не отраженных в лицевом счете.

 

Инспектор медлит: не отступать и не сдаваться

 

Если вы видите, что все сроки для проведения сверки прошли, а от вашего инспектора ни ответа ни привета, позвоните ему и уточните причины, по которым вам до сих пор не вручили акт сверки. Кстати, советуем "не нападать" сразу на инспектора с претензиями, хоть и обоснованными. Ведь иногда он и рад выполнить свою работу, но просто не может по техническим причинам, например в связи с тем, что компьютерная программа налоговиков не работает (бывает, что вследствие этого работа инспекторов приостанавливается на несколько дней).

А возможно, инспектор уже отправил акт по почте. Тогда узнайте в канцелярии ИФНС номер почтового идентификатора этого письма. С его помощью вы сможете отследить движение акта сверки от ИФНС на ваш адрес. При этом, скорее всего, вам придется идти в канцелярию, чтобы узнать номер этого идентификатора, по телефону подобную информацию вам могут не дать.

Если же инспектор не дал вам никакого вразумительного ответа, напишите жалобу на имя руководителя инспекции, подробно изложив в ней суть ваших претензий. К этой жалобе рекомендуем приложить копию заявления о проведении сверки.

Если же и это не возымеет действия, то дальше обращайтесь уже в УФНС вашего региона. Хотя, как показывает практика, все проблемы налоговики стараются решить, не вынося сор из избы.