Справка о состоянии расчетов с бюджетом


Статья: Справка о состоянии расчетов с бюджетом (Брот И.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 35) {КонсультантПлюс}

Налоговую добросовестность налогоплательщика может подтвердить и справка об исполнении им налоговых обязанностей. Однако представление о том, что за задолженность числится за ним в случае, если он все же имеет неисполненную обязанность по уплате налога (сбора, пени и т.п.), такая справка не дает. Для этого налогоплательщику необходимо либо проводить сверку расчетов с налоговой, либо просто запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом.

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (утв. Приказом ФНС России от 21 января 2013 г. N ММВ-7-12/22@) предполагает отражение лишь одной из двух формулировок: налогоплательщик имеет либо не имеет соответственно неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов и т.д. Если налогоплательщику необходима информация о том, о какой непогашенной задолженности идет речь - по налогу, пеням или штрафу, а также о том, по какому именно налогу не погашен долг, в его распоряжении есть два варианта. Во-первых, можно провести с ИФНС сверку расчетов по всем налогам. Однако эта процедура довольно длительная, особенно при наличии расхождений в данных налогоплательщика и налоговой инспекции, поскольку подразумевает не только выявление долгов, но и устранение обнаруженных расхождений. Просто узнать о состоянии своих расчетов с бюджетом можно и более простым путем - запросив в ИФНС соответствующую справку, выдача которой налоговиками предусмотрена пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса. Это и есть второй вариант.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом (далее - справка) выдается по одной из форм, утвержденных Приказом ФНС России от 28 января 2013 г. N ММВ-7-12/39@. Одна из них предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, другая - для физлиц. В любом случае большей частью она представляет собой таблицу, по строкам которой отражаются наименования налогов (сборов), а по графам - сведения о связанных с ним расчетах с бюджетом. В частности, отдельно показываются итоговые сальдо расчетов по самому налогу, по пеням и по штрафам, но без учета отсроченных, рассроченных и приостановленных к взысканию сумм. Их величина отражается отдельно в соседних графах. Переплата в таблице отражается со знаком "+", недоимка - со знаком "-". В последнюю графу заносится информация об итоговом сальдо расчетов по процентам за пользование бюджетными средствами с учетом приостановленных к взысканию сумм.

 

Порядок обращения за справкой

 

Для получения справки налогоплательщику необходимо представить в ИФНС соответствующий запрос. Передать его можно лично (через представителя), либо по почте заказным письмом - в бумажной форме, либо по телекоммуникационным каналам связи - в электронном виде.

Рекомендованная форма письменного запроса приведена в Приложении N 8 к Административному регламенту ФНС по предоставлению госуслуги по бесплатному информированию (утв. Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н, далее - Регламент). Помимо реквизитов налогоплательщика в нем необходимо указать способ получения ответа на бумажном носителе - лично (через представителя) или по почте. В последнем случае необходимо также прописать почтовый адрес. Кроме этого, в запросе следует проставить дату, по состоянию на которую должна быть сформирована справка. Если ее не указать, инспекторы возьмут за основу дату регистрации запроса в налоговой инспекции. Аналогичным образом налоговики поступят, если в запросе будет указана будущая дата. При этом письменный запрос, представленный в ИФНС лично (через представителя), регистрируется в день его поступления. По просьбе заявителя в данном случае на втором экземпляре запроса проставляется отметка о дате его приема вместе с прилагаемыми документами (например, подтверждающими полномочия представителя), а также Ф.И.О. и должность соответствующего работника инспекции. Письменный запрос, направленный в налоговую по почте, регистрируется не позднее следующего рабочего дня за днем его поступления в ИФНС (п. п. 125 - 144 Регламента).

Для того чтобы направить запрос о представлении справки в электронном виде, налогоплательщик должен в принципе взаимодействовать с инспекцией в электронной форме (п. п. 145 - 160 Регламента). В частности, он должен быть зарегистрированным в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в ИФНС.

 

Обратите внимание! Сальдо расчетов по налогам, пеням и штрафам отражаются в справке без учета денежных средств, списанных со счета налогоплательщика, но не зачисленных в бюджетную систему, даже если имеется судебное решение о признании обязанности по их уплате исполненной.

 

Рекомендуемая форма запроса по ТКС приведена в Приложении 9 к Регламенту. В нем также указывается дата, по состоянию на которую необходимо сформировать справку. Помимо этого, прописать следует уже не способ получения ответа, а его формат - RTF, XML, Excel. Кроме того, в электронном запросе указывается, кем он представлен - непосредственно заявителем или его уполномоченным представителем.

Направляя запрос в электронной форме, у налогоплательщика есть возможность получить в ответ комплект справок по всем налоговым инспекциям, в которых он состоит на учете. Для этого необходимо просто проставить код налогового органа как "0000" и не указать КПП (для организаций). В свою очередь организация, не проставив КПП, но отразив код налогового органа, получит информацию о состоянии расчетов с бюджетом с учетом всех ее обособленных подразделений, состоящих на учете в данной ИФНС (п. п. 3, 4 Порядка заполнения формы справки, утв. Приказом ФНС России от 28 января 2013 г. N ММВ-7-12/39@).

Запрос считается принятым инспекцией, если заявителю поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица налогового органа. При этом дата, указанная в квитанции, считается датой поступления запроса в налоговый орган.

Обращаться за справкой о состоянии расчетов с бюджетом следует в тот налоговый орган, в котором он состоял на учете на дату, указанную в запросе. Таким образом, тот факт, что организация или ИП уже снялись с налогового учета, например, в связи с переездом, вовсе не означает, что указанную справку они не получат. Просто в запросе нужно указать более раннюю дату, когда еще имела место "налоговая" регистрация. Как указали представители ФНС России в Письме от 3 сентября 2013 г. N ПА-4-6/15962, никаких проблем с формированием такой справки у инспекторов при этом не возникнет, поскольку соответствующая возможность реализована в версии ПК СЭОД 2.5.050.08 от 10 июня 2013 г.

 

Обратите внимание! Те же формы письменного и электронного запросов рекомендованы Регламентом, поэтому если возникнет необходимость получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, заявителю просто надлежит отметить в нем тот вид справки, который ему необходим.

 

Порядок получения справки

 

Если запрос представляется налогоплательщиком в письменной форме, то и справка выдается в аналогичном виде. Выдать ее налоговики обязаны в течение пяти рабочих дней с момента регистрации запроса. При этом сделать это они должны указанным в запросе способом, то есть либо выдать непосредственно заявителю при предъявлении им документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя), либо направить по почте по указанному адресу. Услугами почты инспекторы воспользуются также в том случае, если:

- способ передачи справки в запросе не указан;

- придя за справкой, заявитель (его представитель) не предъявил документ, удостоверяющий личность (подтверждающий полномочия представителя);

- заявитель (его представитель), указавший в запросе способ получения ответа "непосредственно", не обратился за ним в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока выдачи справки.

В последнем случае справка будет сдана в структурное подразделение ИФНС, ответственное за делопроизводство, для направления ее по почте не позднее следующего рабочего дня по истечении указанных пяти дней. В свою очередь сотрудники последнего должны отправить справку не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения.

В электронной форме справка выдается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в ИФНС запроса по ТКС.