Сверка расчетов с контрагентами


Статья: Акт сверки расчетов с контрагентом (Федорова А.А.) ("Упрощенка", 2013, N 6) {КонсультантПлюс}


Кому нужно оформлять: всем фирмам и предпринимателям, желающим иметь подтвержденную информацию о размере дебиторской и кредиторской задолженности.

На что обратить внимание: акт сверки с контрагентом - это двусторонний документ, поэтому он должен содержать данные не только вашего учета, но и учетные данные контрагента. Соответственно, подписывать акт нужно представителям обеих сторон.

 

Когда целесообразно проводить сверку с партнерами

 

Обязанность сверять расчеты с контрагентом законом не установлена. Исключением являются банки и бюджетные организации - для них действуют свои правила (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н; далее - Положение). Однако вы всегда можете провести сверку по своей инициативе, если находите это целесообразным.

Так, по правилам бухгалтерского учета все организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств (абз. 3 п. 27 Положения). И самый удобный и быстрый способ инвентаризировать расчеты с контрагентами - оформить акты сверки.

Кроме того, в любое время года вы можете сами захотеть проверить, все ли расчеты отражены в учете верно. Причем такое желание может возникнуть не только у организаций, но и у предпринимателей. Например, все "упрощенцы" ведут налоговый учет кассовым методом, а дебиторскую и кредиторскую задолженность нужно отслеживать по правилам бухгалтерского учета, поскольку она фиксируется методом начисления.

 

Каким образом проводить сверку

 

Чтобы инициировать сверку с контрагентом, отправьте ему обращение с соответствующей просьбой или свяжитесь с ним по телефону. Далее можете действовать одним из двух способов на выбор.

Способ 1. Направьте контрагенту уже составленный вами акт сверки. Образец такого документа представлен в данной статье чуть ниже. Если все данные в акте соответствуют показателям его учета, партнер подпишет ваш экземпляр без оговорок. Если же будут расхождения, то ваш акт подписывать не станут либо подпишут, но с оговоркой. Значит, после выяснения расхождений придется подготовить и отправить на подписание новый документ.

Способ 2. Сначала сверьте с контрагентом все данные по расчетам, обменявшись информацией по электронной почте, телефону или факсу. Благо недостатка в средствах связи в наше время нет. При необходимости внесите корректировки в учет. После этого исходя из уже сверенных данных составьте акт сверки, который и отправьте второй стороне. По сути, вашему контрагенту останется только завизировать документ.

 

Как разрешить сложности,

которые могут возникнуть при сверке

 

Отметим, что вам не обязательно проводить сверку расчетов со всеми контрагентами. Можете сделать выборку. И сверяться, например, с теми, с кем вы совершаете наибольшее количество операций или с кем у вас заключены договоры на значительные суммы.

Если контрагент не желает сверяться, все равно направьте ему составленный вами акт. И сделайте оговорку о том, что при молчании контрагента в течение, скажем, недели вы будете считать, что он с долгом согласен. Полагаем, что проигнорировать такой акт вашему партнеру будет сложно. А чтобы подобных проблем у вас впредь не возникало, изначально в договор включайте условие о том, что сверку проводить обязательно. Также в договоре целесообразно предусмотреть детальный порядок этой процедуры.

Если с партнером у вас заключено несколько договоров, вы можете подписать акт сверки отдельно по каждому договору. А можете все расчеты сверить в одном акте. Только в этом случае обязательно укажите реквизиты всех договоров. И желательно, чтобы было понятно, какие суммы к какому договору относятся.

При этом вам не нужно знать, на каких счетах (аналитиках) отражаются у контрагента расчеты по заключенному с вами договору. Выбор счетов бухгалтерского учета - это личное дело вашего партнера и к процедуре сверки отношения не имеет.

 

Каким должен быть акт сверки

 

Унифицированной формы акта сверки расчетов не существует. Поэтому разработайте свой бланк и утвердите его в качестве приложения к учетной политике.

Составляя форму, начните с шапки документа. Так, в верхней части акта должна содержаться следующая информация:

- название самого документа;

- наименования сторон, между которыми проводится сверка;

- реквизиты договора, по которому проводится сверка;

- период, за который проводится сверка. Бывает, сверку проводят на определенную дату, тогда указывается соответствующий день.

Далее должны фигурировать данные, которые вы сверяете. То есть, с одной стороны, это показатели вашего учета. А с другой - информация вашего контрагента. Однако это не означает, что именно контрагент должен вносить в акт свои данные. Вы можете сделать это за партнера сами, даже не связываясь с ним предварительно для уточнения цифр. Просто руководствуйтесь тем, что в учете контрагентов операции по одному и тому же договору отражаются зеркально. Так, если у вас в учете значится дебиторская задолженность, то у контрагента будет кредиторская. В налоговых терминах это будет приход и расход. Как представить эту информацию в акте, показано в образце на с. 76.

Суть вопроса. В акт сверки целесообразно включать уже выверенные прежде данные. Так вы сократите себе бумажную работу. Тем более что современные средства связи позволяют обмениваться информацией легко и быстро.

 

Проверив акт, представители контрагентов должны его подписать. Поэтому в нижней части формы предусмотрите место для визирования. Помимо подписи и ее расшифровки, должна быть указана дата подписания. Также общепринято, что организации заверяют акт печатями, поэтому не помешает поставить под каждым местом для подписи отметку "М.П.".