Преимущества обучения персонала


Статья: Изучаем "подводные камни" корпоративного обучения (Мамонов Е.) ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 9) {КонсультантПлюс}

Какие преимущества дает правильно организованная профессиональная подготовка?

 

Преимущество первое - скорость

 

За счет чего можно добиться быстроты обучения? За счет использования методик и приемов.

Многим видам деятельности можно научить и "классически" - дать сотруднику почитать документацию, а потом отправить в "свободное плавание", работать самостоятельно, но использование специальных методических приемов намного эффективнее, так как позволяет экономить время.

 

Преимущество второе - массовость

 

В современном мире рынки и производства укрупняются и специализируются. Рынок требует, чтобы одинаковые операции могло совершать большое количество людей. Это означает, что через обучение нужно "пропускать" много сотрудников. Сделать это можно, только выделяя данную функцию в отдельный процесс, которым занимаются люди, прошедшие специальную подготовку (бизнес-тренеры, мастера производственного обучения, наставники).

Обычный работник, обучающий, например, новичка, не может уделять учебному процессу много времени, так как у него есть основная работа. А когда ученики идут сплошным потоком, то выполнять должностные обязанности и вовсе нет времени. Наличие, например, учебного центра со штатными преподавателями и оборудованными помещениями полностью решает эту проблему

Другой путь, выполняющий задачу массовости, - создание системы дистанционного обучения. Для этой цели отлично подходят интранет-порталы. Дистанционное обучение, конечно, не исключает участия живых наставников, но существенно экономит время.

 

Преимущество третье - стандартизованность

 

В условиях массового производства продуктов и услуг нужно, чтобы исполнители обладали одинаковым уровнем подготовки. Это повышает управляемость, позволяя прогнозировать поведение и результативность сотрудников. Задача корпоративного обучения - не вырастить "звезд", а подготовить нормальных исполнителей. Стандартизация достигается в первую очередь за счет того, что специалист по обучению разрабатывает учебные программы, единые для всех, и устанавливает требования к уровню квалификации до и после начала обучения.

 

Итак, планируя учить персонал, HR-специалисту нужно все время держать в голове, что, во-первых, обучение - это не оценка уровня знаний (оценка, конечно, нужна, но лишь как часть учебного процесса, а не как основание для присвоения нового разряда или продвижения по карьерной лестнице).

Во-вторых, это не система мотивации. Опытный преподаватель знает, что ученик должен быть достаточно мотивирован, чтобы воспринимать новое, но само по себе стимулирование интереса к обучению не приводит к хорошим производственным результатам.

В-третьих, обучение никогда не заменит систему регламентации деятельности на предприятии. Отсюда самый главный вывод, который можно сделать: обучение персонала не всегда связано с результативностью работы персонала! Возможно, этот вывод покажется спорным, но подумайте, действительно ли успех того или иного сотрудника связан с количеством посещенных им тренингов? Конечно, нет. По-настоящему эффективными будут сотрудники той организации, в которой есть все остальные процессы - система оценки и мотивации, регламенты и прочее, т.е. то, с чем часто путают собственно обучение.