Использование видеофильмов для обучения персонала



{Статья: Использование видеофильмов для обучения персонала (Галба С., Логинова Л., Малышева Л., Пигалева Г.) ("Управление персоналом", 2013, N 9) {КонсультантПлюс}}


Специалисты выделяют несколько типовых форматов фильмов, которые обычно используются при обучении. Если говорить о формате "репортаж" (например, телевизионный репортаж о каком-либо событии, связанном с темой обучения, как правило, такие ролики можно легко найти в Интернете), то он хорош в нескольких ипостасях - для демонстрации поведенческих навыков, как "мостик" к теме или как видеопример для анализа, позволяет повысить вовлеченность и интерес группы, возможен в рамках курса адаптации для новых сотрудников.

Для компаний, которые имеют большую сеть представительств и регулярно проводят однотипные курсы для новых сотрудников, хорошо использовать формат "видеоэталон". Как правило, это корпоративное видео, демонстрирующее желательное поведение или даже стандарт, который компания предпочитает видеть в той или иной ситуации от исполнителей. Известен видеоролик McDonalds, показывающий технологичность обслуживания клиента, снижающий требования к квалификации персонала и обеспечивающий максимальную повторяемость стандартов качества.

Когда уделяется много внимания обучению сотрудников внутри компании, как вновь пришедших, так и опытных, самым используемым является формат "съемка на занятиях", чье название говорит само за себя. Это эффективный метод коррекции поведенческих паттернов участников - ведь у участников появляется возможность посмотреть и послушать себя со стороны.

Если у компании большое количество удаленных подразделений, а персонал децентрализован, хорошей основой для дистанционного обучения становится формат "видеокурсы" (разрабатываются профессионалами специально для учебных целей и обычно сопровождаются печатным пособием). Они позволяют сократить затраты компании при необходимости обучить сразу нескольких специалистов из разных регионов одному и тому же типовому процессу или продукту, причем совсем не обязательно для этого иметь штатного тренера по данному направлению. Для полноценного обучения видеокурс должен быть дополнен заданиями, тестами, интерактивным взаимодействием.

В типовых форматах выделяется еще такой вид, как "видеокейс" (типовые профессиональные ситуации для разбора и выработки полезных навыков). Это может оказать помощь при занятиях группы на тренингах по выработке практических навыков. Берется фрагмент видео и разбирается ситуация, анализируется, ищутся пути решения.

Видеосъемки бизнес-практикумов. Это формат "живых кейсов", когда в группу приходит бизнесмен, озвучивающий некую проблему. Далее команды формируют технологию решения проблемы, презентуют ее, корректируют, после чего предлагают решение и получают обратную связь от владельца проблемы. Цель бизнес-практикумов - развитие стратегического мышления, технологий принятия управленческих решений. Параллельно участники учатся взаимодействовать, согласовывать мнения, работать в команде. Качество результата оценивается самим бизнесменом. Задача видеосъемки - уловить поведенческие навыки. По результатам можно сопоставить результат и процесс его достижения, дать рекомендации участникам.

Видеосъемки бизнес-визитов. В основном цель таких видеосъемок - демонстрация успешных практик компании, направленных на ее продвижение.

Видеосъемки деловых игр. Используются для передачи атмосферы игры и демонстрации сложности принятия качественных решений в условиях ограничений ресурсов - времени, количества участников и прочих.

Видеосъемки реализации проектов. Как правило, снимается фильм об итоговом мероприятии, который является, с одной стороны, примером подобных проектов, с другой - видеоотчетом.

 

Итак, форматов видеофильмов в обучении может быть достаточно много, как типовых, так и нестандартных. А стоит ли заниматься этим, дает ли это какие-то выгоды? Среди несомненных плюсов можно выделить:

- Наглядность - основное, что дает видеоматериал, - она всегда помогает. Хотя бы потому, что мы все в основном визуалы. Тем более есть моменты, которые трудно объяснить словами.

- Возможность разнообразить программу обучения, сделать ее более интересной, увеличить вовлеченность учеников в процесс.

- Экономия времени и денег при большой сети подразделений компании (не нужно всем приезжать в головной офис на обучение, необязательно преподавателю выезжать в каждое подразделение).

- Возможность дать "стандарт" компании каждому.

- Возможность каждого обучающегося повторять "пройденный материал", если что-то забывается.

- Возможность оценить себя со стороны.

Конечно, как у любого явления, есть в процессе использования видео и негативные моменты:

1. Технические проблемы: качество съемок, работа камер и видеоплееров, моральное старение технических носителей.

2. При дистанционном обучении - отсутствие обратной связи. Трудно узнать, как понят материал, используется ли он, нет эффекта группы, ее синергетического эффекта. Значительно ослабляется харизма тренера.

3. Видеофильм, снятый для конкретного курса и конкретной ситуации, не является универсальным. Преподавателю нужно очень четко понимать ограничения и встраивать в свой курс готовое видео очень профессионально!

4. Любой сюжет является игровым, при этом внимание слушателя может рассеиваться.

5. Видеофильм, использованный не к месту, формирует неприятие и необязательность подобных форматов.

6. Иногда показ видеофильмов может показаться обучающемуся "тратой его времени и денег", особенно когда фильм показывается в ходе очного обучения.

Для того чтобы решить, использовать видео или нет, надо посмотреть на потребности и возможности обучения в компании. Для дистанционного обучения - однозначно надо. Для того чтобы посмотреть на себя со стороны во время бизнес-тренингов - тоже отлично. При выборе фильмов прежде всего руководствоваться целью - зачем он нужен: полностью заменить лектора, иллюстрировать изучаемый материал или частично включить его в деловую игру. При этом все участники обсуждения отмечают, что видеофильмы не могут заменить интерактивного обучения и не стоит ими злоупотреблять.