Что является рекламой?



Статья: Разъяснения законодательства о рекламе (Мандрюков А.В.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}


Согласно ст. 3 Закона о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Дабы уточнить столь широкое понятие, Президиум ВАС РФ в п. 1 Постановления N 58 указал, что необходимо различать рекламу и информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации, в частности, относится:

- необходимая и достоверная информация о товаре, предлагаемом к продаже продавцом покупателю в розничной торговле (п. 1 ст. 495 ГК РФ);

- информация об алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже на территории РФ (п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ от 22.11.1995);

- информация на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов (п. 3 ст. 18 Закона N 29-ФЗ от 02.01.2000);

- информация об изготовителе (об исполнителе, о продавце), а также о товарах (о работах, об услугах) - ст. ст. 9, 10 Закона "О защите прав потребителей". К примеру, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 N А56-49283/2012 суд указал: конструкция была установлена обществом во исполнение требований законодательства (ст. ст. 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)). Данная конструкция предоставляет клиентам АЗС информацию, позволяющую заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых на АЗС услугах и, соответственно, произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Следовательно, спорная конструкция - стела, расположенная на территории АЗС, - не является рекламой, установка которой требует специального разрешения уполномоченного органа;

- годовой отчет о проведении лотереи (п. 16 ст. 2 Закона о лотереях), результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи (ч. 5 ст. 18 Закона о лотереях);

- годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность ОАО, проспект ценных бумаг, сообщение о проведении общего собрания акционеров и иные сведения, обязательные к опубликованию ОАО (ст. 93 Закона об АО);

- выходные данные средств массовой информации (ст. 27 Закона о СМИ).

Следует учитывать, что размещение вышеуказанной информации не в полном объеме само по себе не влечет признания ее рекламой. Кроме того, рекламой не является размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре).

В п. 2 Постановления N 58 закреплен критерий определения рекламы, в соответствии с которым размещение сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара.

Арбитры уже взяли данное разъяснение на вооружение. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 N 09АП-33780/2012 размещение обществом наружной рекламы, содержащей изобразительные элементы в виде отпечатков лап собаки и орнаментальных полос со стилизованными изображениями каюров, нарт и собак, признано фактическим распространением рекламы алкогольной продукции. Данный вывод был основан на том, что использованное в рекламе обозначение включает словесный и изобразительный элементы, имеющие сходство с соответствующими словесными и изобразительными элементами товарных знаков, зарегистрированных в 33-м классе МКТУ - "алкогольные напитки", в том числе водка.