Транспарант-перетяжка как средство рекламирования


Статья: Транспарант-перетяжка как средство рекламирования (Никитин В.В.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6) {КонсультантПлюс}

Определение понятия транспаранта-перетяжки можно найти в положениях о размещении средств наружной рекламы и информации на территориях муниципальных районов Московской области: натянутое над проезжей частью дороги или над улицей полотно, содержащее рекламную информацию. Транспаранты-перетяжки состоят из следующих элементов:

- собственных опор;

- устройств крепления к собственным опорам или фасадам зданий;

- устройств натяжения;

- информационного изображения.

См., например, п. 8.2.6 Решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 31.05.2012 N 76/5, п. 3.1.2 Постановления администрации Люберецкого муниципального района МО от 29.06.2012 N 1578-ПА.

Нормативными документами, как правило, предусмотрены определенные требования к внешнему виду и способам размещения указанных конструкций.

Плюсы такой конструкции:

- хорошая видимость рекламы издали;

- мобильность (возможность перемещения на другое место);

- огромный охват целевой аудитории (в течение дня рекламу видит большое количество людей);

- легкое восприятие информации без эффекта навязчивости.

Основным недостатком транспарантов-перетяжек является то, что при неблагоприятных погодных условиях они могут оборваться.

 

О правомерности размещения транспаранта-перетяжки

над проезжей частью

 

Сразу отметим, что правомерность (неправомерность) размещения рекламных конструкций в виде транспаранта-перетяжки над проезжей частью дороги регулируется на местном уровне. Дело в том, что исходя из п. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны отвечать требованиям технического регламента. Но в настоящее время такой регламент не принят.

В то же время п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" предусматривает, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, не должны быть размещены, в частности, над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. (Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения <4> под проезжей частью понимается элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.) Таким образом, данный Стандарт запрещает размещать транспаранты-перетяжки над проезжей частью дорог. Однако в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) его применение не является обязательным, кроме отдельных его положений.

Так, согласно ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 46 названного Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, отвечающей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В остальных случаях национальный стандарт применяется на добровольной основе.

По нашему мнению, запрет ГОСТ Р 52044-2003 на размещение рекламных конструкций над проезжей частью дорог обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан, именно поэтому он непременно должен применяться. Аналогичной позиции часто придерживаются и суды.

 

Рекламный характер информации

 

Рассмотрим непосредственно информационное содержание такой растяжки. Из понятия этой конструкции следует, что она предназначена для размещения на ней рекламной информации. Соответственно, к ней должны применяться все требования Закона о рекламе. В то же время возможна ситуация, когда на подобной конструкции будет размещена информация не рекламного характера, а, например, информация, раскрытие, распространение или доведение до потребителя которой являются обязательными в соответствии с федеральными законами (пп. 2 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). К такой информации относятся фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы <6> и т.д. Либо конструкция будет представлять собой вывеску или указатель, не содержащие сведения рекламного характера (пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). В этих случаях требования Закона о рекламе неприменимы.

Из вышесказанного следует, что если организация планирует разместить на транспаранте-перетяжке информацию нерекламного характера, то в целях снижения рисков необходимо тщательно продумать ее содержание. В случае когда на перетяжке размещена информация, содержащая признаки рекламы, соблюдение требований Закона о рекламе обязательно.

 

Размещение существенной информации

 

При размещении рекламы на транспаранте-перетяжке важное значение имеет отражение существенной информации таким образом, чтобы она была доступна для прочтения потребителем с расстояния, иначе реклама может быть признана не отвечающей критериям добросовестности и достоверности (п. п. 1 - 3 ст. 5 Закона о рекламе), а организация - привлечена к административной ответственности.

В русле рассматриваемого вопроса будут интересны рекомендации, данные ФАС ПО в Постановлении от 04.12.2012 N А65-7233/2012 по поводу размещения существенной информации на транспаранте-перетяжке: используемый в рекламе шрифт своим размером должен обеспечивать нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части. Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости сведений, обязательных для указания в рекламе, что, в свою очередь, создает условия для введения потребителей в заблуждение. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения с расстояния, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), формальное присутствие в рекламе таких условий не может расцениваться как их наличие. При этом отсутствие нормативного определения необходимого размера шрифта не может повлиять на надлежащее восприятие рекламной информации потребителем.

Аналогичный подход применил ФАС СКО в Постановлении от 25.12.2008 N Ф08-7832/2008, сделав вывод, что существенная информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не была доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем он вводился в заблуждение в отношении стоимости предлагаемой услуги (кредитования) и возможностей ее получения. Поэтому организация была правомерно привлечена к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Установка рекламных конструкций

 

Закон о рекламе относит транспарант-перетяжку к рекламной конструкции (ст. 19), и, прежде чем приступить к его установке, организация должна получить на то специальное разрешение.

Названное разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) на основании заявления владельца конструкции (п. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Установка транспаранта-перетяжки без данного разрешения не допускается. Самовольная установка подлежит демонтажу согласно предписанию органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) (п. 10 ст. 19 Закона рекламе).

Основания для отказа в выдаче разрешения приведены в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, например:

- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента (п. 1);

- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта (п. 3);

- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (п. 4).

Согласно ст. 14.37 КоАП РФ установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 80 тыс. руб.

Кроме того, ст. 19 Закона о рекламе предусмотрен специальный порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции. В частности, для установки и эксплуатации транспаранта-перетяжки его владельцу необходимо заключить договоры с собственниками тех объектов недвижимости, на которых будет крепиться рекламная конструкция, а именно:

- с собственником земельного участка (если растяжка устанавливается на опорах);

- с собственником здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (если транспарант крепится к зданиям, иным сооружениям) (п. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Договор на установку и эксплуатацию заключается:

- на 5 лет - для рекламных конструкций;

- менее чем на 12 месяцев - для временных рекламных конструкций.