Замена масла

Статья: Учет межсезонных мероприятий (Дубовик И.И.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}


Вероятно, бухгалтер знает, что масло для автомобильного двигателя очень важно и своевременная его замена повышает ресурс эксплуатации силового агрегата. При этом масло различается одно от другого по многим параметрам, один из них - это вязкость. Для эксплуатации автомобиля летом вязкость может быть повыше (для лучшего смазывания), а для зимнего его использования этот показатель может быть ниже (в целях облегчения запуска). Сказанное больше относится к автомобилям с изношенными двигателями, новые же транспортные средства хорошо работают на том масле, которое залито на заводе, но и его следует менять по достижении определенного пробега. Поэтому не стоит удивляться, если в отчетном периоде начальник транспортного цеха предусмотрел расходы на замену масла.

Как правило, меняется не только масло, но и фильтры, при этом суть операции одна и та же - это текущее техническое обслуживание транспортного средства (ТС). Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 34 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте,утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153). При этом выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию ТС и другие подобные работы являются работами и услугами производственного характера. То есть их стоимость должна отражаться в себестоимости основного вида деятельности организации как затраты по обслуживанию перевозочного процесса (п. 2.6 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995).

Стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании ТС покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, крепежных материалов, минеральных и органических масел) включается в состав расходов на материалы (п. 42 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте). В затраты на материалы включаются также суммы погашения износа инструментов, инвентаря и оборудования, относимых к быстро изнашивающимся предметам (п. 4.4.3 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат предприятий автомобильного транспорта). При этом смазочные и прочие эксплуатационные материалы выделены в отдельную статью затрат.

Напомним, в зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок (работ, услуг) затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок (работ, услуг), и распределяемые (или косвенные). Расходы на смазочные и прочие эксплуатационные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей относятся к прямым затратам. Они непосредственно включаются в состав затрат на грузовые или пассажирские перевозки, транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности (п. 6.4 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат предприятий автомобильного транспорта).

На основе сказанного представим корреспонденцию счетов по замене масла и фильтров, осуществляемой силами подразделения транспортной организации:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено приобретение масла и фильтров без НДС

10

60

Оплачены купленные материалы для обслуживания ТС

60

51

Переданы масла и фильтры для замены на ТС

20

10

Отражены расходы подразделения

23

02, 70, 69

Включены затраты в состав расходов основного производства

20

23


 

Включение затрат подразделения транспортной организации в себестоимость оказываемых транспортных и экспедиционных услуг определяется учетной политикой предприятия.

Ниже представлена корреспонденция счетов по замене масла и фильтров в ТС силами специализированной сторонней организации (автосервиса):

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено приобретение масла и фильтров без НДС

20

60

Оплачены купленные материалы для обслуживания ТС

60

51

Затраты включены в состав расходов основного производства

90

20

 

При замене масла сторонней организацией бухгалтеру не обязательно приходовать купленные в ней или по дороге в магазине масло и фильтры в составе МПЗ. Во-первых, в таком случае понадобится дополнительный документ по отпуску МПЗ в эксплуатацию, а кто его будет выписывать и подписывать, если "расходники" даже не попадают на предприятие? Фиктивные операции и формальный документооборот никому не нужны. Во-вторых, принцип рациональности говорит в пользу представленных автором статьи проводок.