Эксплуатация автомобильных шин


Статья: Учет межсезонных мероприятий (Дубовик И.И.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}

Автомобильные шины в отличие от масла и фильтров имеют более продолжительный срок службы, более высокую стоимость и особенности использования: шины меняются несколько раз, в то время как обозначенные "расходники" используются однократно. Все это говорит о том, что бухгалтерский учет автомобильных шин имеет свои нюансы. При выборе методологии бухгалтеру следует ответить на ряд вопросов. В составе каких активов учитывать автомобильные шины? Как списывать их стоимость и на какие расходы? Как отражать операцию по "переобуванию" автомобиля до и после зимы? И, наконец, как отражать шины, которые оставлены на хранение в шинном центре? Постараемся ответить на вопросы.

Автошины, установленные на ТС, вместе с запасным колесом в учете не выделяются в отдельный инвентарный объект, а отражаются в составе более крупного объекта - ТС. В пользу этого говорят нормы п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств": инвентарным признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (транспортное средство). По-другому дело обстоит с теми шинами, которые не привязаны к автомобилю.

Шины, приобретенные в связи со сменой сезонов или купленные просто про запас, отвечают понятию материалов, так как они используются в процессе оказания транспортных услуг (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"). Отчасти подтверждает сказанное документ ненормативного характера - Инструкция по применению Плана счетов. В ней предусмотрен субсчет 10-5 "Запасные части". На нем учитываются наличие и движение запчастей, включая автомобильные шины в запасе и обороте. Аналогичные рекомендации даны в п. 42 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте: стоимость автошин отражается в составе расходов на материалы. Занимателен п. 43 названной Инструкции, согласно которому расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом. Сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин включаются в состав прочих расходов (п. 97 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте).

Для начала выясним, что понимается под расходами на восстановление износа. По сути это и есть затраты на ремонт шин, которые необходимы для приведения изношенных шин в первоначальное состояние. Раньше восстановлением шин занимались их производители, но сейчас эта услуга практически ушла в небытие, так как сегодня дефицита шин нет и автовладелец может приобрести себе новые шины взамен износившихся по достижении определенного пробега.

Как определить нормативные, а как - сверхнормативные расходы? Документы Минтранса не устанавливают ограничения по расходам, но, например, есть такой документ - Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (утв. Минтрансом России 04.04.2002). Хотя название говорит о том, что документ временный, в Минтрансе считают, что он применяется без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов (Информационное письмо Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394). Примем это на веру и подумаем, как отраслевым документом можно нормировать затраты.

Если исходить из того, что данный документ определяет эксплуатационный (необходимый и допустимый) пробег шин, то в случае износа шин в рамках норм затраты на восстановление износа полностью покрывают их стоимость и могут считаться осуществленными в пределах нормы. Если же шины износились ранее эксплуатационного пробега, то затраты на восстановление износа будут неоправданно высоки: они включат в себя стоимость износившихся шин и стоимость тех шин, которыми заменят износившиеся до достижения запланированного пробега. Как раз вторая составляющая и будет тем сверхнормативным расходом, который следует отнести на прочий финансовый результат деятельности автопредприятия.

Очевидно, что исходя из данной логики рассуждений отношение нормативного к сверхнормативному расходу определяется пропорцией фактического пробега шины к неиспользованному остатку эксплуатационного пробега. Это же соотношение нужно применить при списании стоимости автомобильной шины, не прошедшей установленного для нее эксплуатационного пробега. Не будем углубляться в цифры и разбираться с расчетами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств по Нормам Минтранса. Лучше выясним, как в бухгалтерском учете реализовать частичное списание стоимости актива. Существует несколько вариантов.

Во-первых, можно сразу списать стоимость шин при отпуске в эксплуатацию, а затем частично восстановить ее. Данное правило применимо к возвратным отходам, которые имеют несколько иную сущность, чем изношенные автомобильные шины. Кроме того, подобным образом может быть искажена себестоимость транспортных услуг в промежуточных отчетных периодах, что говорит также не в пользу данного подхода.

Во-вторых, стоимость шин можно списать в течение срока их эксплуатации через механизм списания РБП (расходов будущих периодов). Обоснование следующее. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в соответствии с условиями признания активов и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Для списания шин такого порядка вроде бы не существует, поэтому вполне резонно применить счет учета РБП. Но информативность такого показателя практически нулевая, поэтому лучше все же избегать введения в отчетность такого мало о чем говорящего показателя.

В-третьих, стоимость шин можно списывать постепенно непосредственно со счета учета МПЗ. Подобный порядок предусмотрен для таких специфических активов, как спецодежда, специнструмент, спецприспособления (Методические указания, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н). Почему бы такой способ списания не применить в отношении шин, которые также служат не один год, особенно если они не всесезонные и меняются при наступлении зимы и после ее завершения? Именно данному варианту автор отдает предпочтение с позиций подготовки более качественной отчетности.

Корреспонденция счетов согласно третьей позиции будет выглядеть так:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено приобретение шин к транспортным средствам

10

60

Оплачены купленные шины поставщику

60

51

Списана стоимость шин исходя из отношения фактического пробега к планируемому в течение периода эксплуатации

20

10

Списана часть стоимости сверх норм, которая рассчитана по доле, оставшейся до завершения полного эксплуатационного пробега

91

10


Внимание! Записи сделаны по учету всесезонных шин, которые устанавливаются на ТС вместо износившегося комплекта и не снимаются до завершения фактической эксплуатации.